Урожай озимых оказался под угрозой. Из-за недостатка влаги в южных районах России аграрии могут недосчитаться, прежде всего, стратегической культуры — пшеницы. В результате объём собранных по итогам года зерновых составит не более 106−109 млн тонн, резко отстав от прошлогоднего показателя в 135,4 млн тонн.
Самая тревожная ситуация наблюдается на юге и юго-востоке Поволжья, Северном Кавказе и в Южном федеральном округе, заявил РИА Новости исполняющий обязанности директора Гидрометцентра РФ Дмитрий Киктёв. В целом по стране, добавил он, условия для озимых в последние недели сложились разные: на Урале и юге Сибири они нормальные, в Центральном федеральном округе — чуть хуже.
Ранее глава Минэкономразвития Максим Орешкин сообщил, что «в сельском хозяйстве из-за растениеводства, из-за плохого урожая могут получиться отрицательные данные». Речь идёт о том, что в 2018 году впервые за последние шесть лет объём производимой в России аграрной продукции может сократиться и вместо прогнозного роста в 1,1% уйти в минус. По его словам, неурожаи «отняли» у роста ВВП в третьем квартале 0,5 процентных пункта, то есть без учёта аграрного сектора экономика бы выросла не на 1,3%, а на 1,8%.
Взгляд фермеров
В беседе с News.ru председатель всероссийского общественного движения «Федеральный Сельсовет» Василий Мельниченко рассмотрел эту проблему с точки зрения простого фермера, до которого высшим чиновникам нет никакого дела.
«Какие бы планы на будущее мы не строили, в реальности всё может сложиться совершенно по-другому. Сегодня влаги не хватает, а весной сложатся благоприятные условия: частично что-то восстановится, частично пересеют, и мы снова будем говорить о рекордных урожаях. Никакие их прогнозы не влияют на жизнь крестьян в России. Уродится пшеница или не уродится — с этого крестьяне ничего не имели, не имеют и не будут иметь», — рассуждает Мельниченко.
По его словам, в России не менее распространены другие природные неприятности — затопление либо переувлажнение посевных площадей, предотвратить которые не способен никто, «даже президент».
Не засуха, так потоп
«Например, в моём хозяйстве засуха ни разу не нанесла серьёзного урона посевам, хотя были года, когда я получал вдвое меньший, чем обычно, урожай овощей, которые очень чувствительны к жаре. А вот когда в 2014 году меня залило, я 137 га урожая потерял», — вспоминает Мельниченко.
Ключ к решению любой проблемы, связанной с погодными условиями — в наличии достаточного количества современной, модернизированной техники и готовности крестьянских хозяйств хоть к засухе, хоть к чему угодно, считает собеседник News.ru. В засушливых районах, по его мнению, нужно применять технологии, способствующие сбережению посевов, равно как и на территориях, где есть угроза затопления.
«Если бы в той же Свердловской области хватало комбайнов, не собирали бы урожай по снегу. Такое зерно уже практически непригодное и некачественное. Из-за нехватки техники мы вместо 15−20 дней тратим на сбор урожая 60 дней, а потом пишут, что погода неблагоприятная. На первое место надо ставить качественное управление территорией, нужно быть готовыми к разным климатическим катаклизмам, а пока этого в нашей стране нет», — говорит председатель движения «Федеральный Сельсовет».
По оценкам экспертов, недостаточная влажность почвы, часто сопровождаемая высокими температурами, влияет на урожай решающим образом. Озимая пшеница — крайне требовательная к воде культура, её семенам для набухания нужно 55–60% воды от своей массы. При дефиците влаги растения не кустятся и резко снижают производительность.
В 2018 году в результате гибели посевов от засухи чрезвычайная ситуация была объявлена на территории Чечни, Крыма, Волгоградской области, Республики Алтай и Калмыкии.