В последнее время в Китае резко вырос спрос на товары из РФ. Некоторые магазины торгуют «российской» колбасой и дурианом. Но бум заканчивается, потому что потребители и местные власти усомнились в подлинности данной продукции. Чем объясняется интерес китайцев к товарам из России и что им продают на самом деле — в материале NEWS.ru.

Откуда взялись псевдороссийские товары в Китае

О резком росте в Китае числа магазинов, торгующих якобы российскими товарами, сообщило издание South China Morning Post. Но бум подходит к концу из-за растущих сомнений покупателей и местных властей в подлинности продукции, отмечают авторы материала.

Торговые точки выставляли на продажу колбасу (к примеру, местным жителям предлагали колбасные изделия «Кукурузная кишка охотника» и «Кишечная»), шоколад и даже кондитерские изделия из дуриана, который растет в тропических лесах Юго-Восточной Азии. Владельцы магазинов утверждали, что импортировали эти товары из России. При этом, как отмечает китайское издание, поставки российской колбасы в Поднебесную не разрешены. На торговых точках размещены вывески на кириллице, помещения украшены матрешками, звучат песни «Катюша» и «Калинка».

В январе чиновники начали проверку одного из магазинов, расположенного в туристическом районе в юго-восточной провинции Фуцзянь. По данным China Consumer News, предприятие маркировало произведенные в Китае продукты как импортные. Аналогичный случай произошел в Пекине, где в конце декабря 2024 года закрылся магазин с похожим ассортиментом. Он проработал несколько месяцев.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

В Шанхае проверке подверглись 47 магазинов с «российскими» товарами. Из-за отсутствия лицензий и регистрации некоторые торговые точки были закрыты. Владельцев части магазинов обязали маркировать произведенную в Китае продукцию.

Плод дурианаФото: Pu Xiaoxu/XinHua/Global Look PressПлод дуриана

Почему дуриан не может быть российским

Дуриан представляет собой экзотический фрукт из семейства мальвовых. В частности, он растет в тропических дождевых лесах Юго-Восточной Азии — Таиланде, Малайзии, во Вьетнаме, в Камбодже и на Шри-Ланке. Эти фрукты также выращивают в Бразилии, Австралии и Восточной Африке.

Дуриан известен во всем мире из-за необычного внешнего вида, неповторимого вкуса и очень специфического запаха, похожего на протухший лук. Он настолько сильный, что большинство авиакомпаний не разрешает провозить этот фрукт даже в багажном отделении. Во многих странах строго запрещено проносить свежие плоды дуриана в общественные места, включая гостиницы.

Этот фрукт широко применяется в кулинарии, например, из него делают варенье, конфеты, пряную пасту, блины, булочки и чипсы. Дуриан также часто добавляют в разнообразные десерты.

В России этот фрукт не растет, хотя ряд специалистов, в частности сотрудники Сибирского ботанического сада Томского госуниверситета, предпринимал попытки его выращивания.

Сложность культивации заключается в том, что для растения требуется тропический климат со среднегодовой температурой 22 °С и относительно большое количество осадков. Фрукт растет только в симбиозе с определенным сообществом почвенных микробов, объяснили специалисты. По этой причине отечественные аграрии не могут выращивать дуриан в промышленных масштабах.

Российский шоколад в китайском магазине Фото: Wang Kaiyan/XinHua/Global Look PressРоссийский шоколад в китайском магазине

Почему российские товары очень популярны в Китае

В Китае заметно вырос интерес к товарам из РФ на фоне укрепления торговых связей двух стран. После начала военного конфликта Москвы и Киева внимание бизнеса стало переключаться с Запада на Восток. За десять месяцев 2024 года товарооборот между Россией и Китаем достиг $202,2 млрд. Причем экспорт из РФ в КНР за этот период превысил $108 млрд. На долю Китая по-прежнему приходится более трети российской внешней торговли.

По состоянию на 7 января в Китае зарегистрировано 3555 фирм, связанных с торговлей товарами из РФ. Их число росло в течение последних двух лет.

Руководитель группы компаний по международной торговле и ВЭД «Команда Сикурс», завкафедрой «Владельческое управление» МНИИПУ Раиса Донская заявила, что рост популярности российских товаров в КНР вызван политическими факторами и тем, что китайские туристы стали чаще приезжать в РФ. «Благосостояние жителей КНР растет, они стали больше путешествовать, в том числе и по России. Отсюда и рост спроса на наши товары, а также запрос на российскую аутентичность», — сказала собеседница NEWS.ru.

Отечественная продукция традиционно считается в Китае экологичной и безопасной, подчеркнул зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов. «Отчасти этому способствовала популярность в КНР российского Знака качества», — указал собеседник NEWS.ru.

Российские товары пользуются спросом в Китае благодаря своей экологичности, уникальности и натуральности, сказал в беседе с NEWS.ru старший преподаватель кафедры Международного бизнеса РЭУ им. Г. В. Плеханова Олег Иванов.

«В последние годы китайские потребители уделяют больше внимания качеству, безопасности и натуральности продуктов. Российские товары, особенно органические и без ГМО, соответствуют этим требованиям», — пояснил он. К тому же, отметил эксперт, отечественная продукция часто стоит дешевле западной из-за более низких транспортных издержек и обменного курса. Товары из РФ доступны для китайских потребителей, резюмировал эксперт.

По словам Иванова, значимую роль играет активная деятельность Российского экспортного центра (РЭЦ) и торговых представительств, продвигающих зонтичный бренд «Сделано в России». «Это помогает китайским потребителям идентифицировать подлинные российские товары и доверять им», — отметил собеседник NEWS.ru.

Фото: Shutterstock/Fotodom

Какие товары везут из РФ в Китай

Китай является крупнейшим импортером российской сельскохозяйственной продукции, товарооборот которой в 2023 году превысил $10 млрд. Среди популярных категорий — рыба, морепродукты, шоколад, сладости, мед, растительное масло, а также алкоголь, особенно водка и пиво, сказал Иванов. Растут поставки свинины и индейки благодаря двусторонним соглашениям и продвижению российского бренда «Сделано в России». Кроме того, увеличивается экспорт российского мороженого (без дуриана), молочной продукции и консервов за счет растущего интереса китайских потребителей, добавил эксперт.

По словам Иванова, основными рынками сбыта отечественной продукции остаются северные провинции Китая, такие как Хэйлунцзян и Ляонин, близкие к границе с Россией.

Замдекана по международной деятельности экономического факультета РУДН Дарья Соколан заявила, что основу экспорта России в Китай составляют энергоресурсы, на них приходится более 70% всех наших поставок. Среди продуктов питания, отправляемых в КНР, она выделила шоколад, мед, молоко, молочные продукты, мороженое, сок, печенье, фрукты, свежее мясо, рыбу и морепродукты. Из России также везут в Китай косметику, мыло, изделия из янтаря и пчелиного воска, сказала эксперт NEWS.ru.

С какими сложностями сталкивается российский бизнес в Китае

Эксперты отметили, что растет количество подделок продукции, поставляемой в КНР из РФ. «Нам известны случаи, когда под видом российского бренда продавался товар, не имеющий к нему никакого отношения», — сказал Леонов. По его словам, такую продукцию обнаруживают в молочной, медовой, кондитерской, хлебобулочной, соледобывающей отраслях и в плодоовощной консервации.

Донская в свою очередь отметила, что из-за специфики китайского рынка организовать поставки российских товаров в КНР далеко не так просто, как кажется. Впрочем, это не относится к крупным экспортерам, речь идет о среднем бизнесе, уточнила она.

Фото: Wang Kaiyan/XinHua/Global Look Press

Эксперты сходятся во мнении, что всплеск популярности российских товаров а КНР носит временный характер. Продавцы используют текущий интерес потребителей для быстрого получения прибыли, пояснил Иванов. «Это связано с новизной и дефицитом российских товаров на рынке, что усиливает их привлекательность», — отмечает он.

По этой причине отечественным экспортерам важно закрепиться на китайском рынке, сказала Соколан.

Читайте также:

В Шанхае проверят около 50 магазинов из-за продажи фальшивых товаров из РФ

Таможня составила топ-10 крупнейших торговых партнеров России

Посол России спрогнозировал рост товарооборота с Китаем

Проблема платежей решена? Кто заменит китайских поставщиков, что с ценами