Российское правительство сейчас активно рассматривает возможность введения в стране нового экологического налога, который должен будет заменить прежние платежи предприятий за сбросы неочищенных стоков в воду. Как на это отреагирует бизнес и зачем государство ищет новые источники пополнения бюджета — выяснял News.ru.

Об обсуждении кабмином нового налога заявил «Российской газете» руководитель Росводресурсов Дмитрий Кириллов.

Финансовым блоком обсуждается идея заменить платежи для предприятий за сбросы неочищенных стоков на экологический налог, — отметил Кириллов.

Он считает, что эта мера может стать стимулом для промышленников использовать современные «чистые» технологии на производстве.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Между тем ещё в марте президент РФ Владимир Путин заявлял, что торопиться с внесением экологического платежа в Налоговый кодекс пока не стоит.

Понимаю, что есть определённые последствия, и прошу Антона Германовича [Силуанова] с этим не спешить. Ничего пока не сформулировано окончательно, — говорил президент на съезде РСПП.

По словам главы государства, речь идёт не о законопроекте, а только об инициативе Минфина. Однако, по всей видимости, за прошедшее время правительству удалось совместно с бизнес-сообществом проработать этот вопрос.

С предложением введения данного налога финансовое ведомство выступило ещё летом прошлого года. В Минфине считают, что замена экологического сбора на экологический налог не приведёт к повышению расходов бизнеса на выплаты за негативное воздействие на окружающую среду. В случае принятия закон может вступить в силу уже с 1 января 2020 года.

Фото: Serguei Fomine/Global Look Press

Удар по рейтингу

В беседе с News.ru декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов подчеркнул, что экологический налог, как и некоторые другие предлагаемые правительством налоги, призван пополнить бюджет, но подход к новым налогам у кабинета министров несколько технологический — есть объективная потребность пополнения бюджета и поэтому вводятся новые варианты налогообложения и ужесточаются старые.

На мой взгляд, здесь не учитывается субъективная составляющая. Общество ещё не отошло от некоторых других непопулярных реформ, в частности, от пенсионной реформы. И каждую такую инициативу по повышению налогов будут встречать в штыки, что отражается на рейтингах власти, — сказал Шатилов.

Поэтому при реализации своих инициатив правительству, прежде всего, нужно учитывать реакцию общества. Ситуация сейчас, конечно, не критическая, но не очень приятная и удобная для власти во многом как раз из-за жёстких и не проработанных, а также слабо организованных пенсионных инициатив.

Эксперт подчеркнул, что нужно решить интересы бизнеса, который пока ситуацию не раскачивает, но недоволен тем, что на него перекладывают социальную ответственность и пытаются его немного «раскулачить».

В будущем у нас совсем идиотских налогов, конечно, не будет, но введение новых налогов сейчас может привести к росту социальной напряжённости, — посетовал декан.

По мнению директора Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павла Салина, власть несколько лет исходит из того, что ключевая задача государства — фискализация экономики, повышение налогового бремени в широком смысле на всех экономических игроков — население, бизнес и так далее.

Если и есть какие-то инициативы в этой сфере, значит, существует расчёт, что поступления средств в бюджет вырастут, потому что власти ставили задачу по максимуму экономить средства и собирать их из внутренних источников, — заявил Салин.

Получается, что первичная задача — повышение поступлений в бюджет. Но позволит ли это решить те или иные проблемы — вопрос вторичный. Эксперт считает, что нынешняя ситуация похожа на реформу в мусорной сфере, где налоговая нагрузка на население возросла, а что касается решения проблем, то тут всё как раз неоднозначно, так как есть регионы, где всё стало только хуже из-за управленческой неразберихи.

Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов в беседе с News.ru отметил, что в настоящее время государство постоянно ищет новые источники пополнения бюджета.

Конечно, необходимы налоговые сборы и, возможно, нужно поменять название и собирать с предприятий экологический налог, и это их побудит уделять больше внимания вопросам экологии. Но проблема в том, как этот вопрос решается у конкурентов, — сообщил Колташов.

В этой связи он напомнил, что российские предприятия конкурируют на мировом рынке с такими фирмами, где и не слышали о том, что можно заботиться об окружающей среде. Таким образом, мы ставим отечественных производителей в неравное положение. А будучи членом ВТО, Россия не имеет права ограничивать ввоз каких-то иностранных товаров на свой рынок из-за того, что они произведены «грязным» образом.

Когда за выбросы был специальный сбор — это была одна ситуация, а налог берётся со всех. Поэтому в этом вопросе остаётся некоторая неясность, — подчеркнул собеседник.

Российский Минфин, несмотря на прошлогодние обещания Антона Силуанова, что никаких новых налогов в стране в течение шести лет появляться не будет, зациклен на идеи увеличения налогов. В ведомстве давно придумали массу способов собирать деньги как с населения, так и с предприятий. А пока мы видим новые денежные сборы, вопреки заверениям Силуанова. Предприятия, наносящие вред окружающей среде, должны платить, но должны ли при этом платить все заводы и фабрики в стране? Налог обычно предполагает всеобщий охват, поэтому остаётся открытым вопрос — как этот механизм будет работать. А новый налог может в итоге попросту понизить конкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке.