В рамках XV Международной промышленной выставки ИННОПРОМ в Екатеринбурге состоялась пленарная сессия «Изобилие хуже дефицита, или Что снятие санкций нам готовит». Для обсуждения темы возможного ослабления ограничений, его последствий для российского бизнеса собрались авторитетные эксперты.
Как отметила модератор пленарной сессии главный редактор NEWS.ru Ольга Сабурова, за три года жизни под санкциями отечественная промышленность адаптировалась к новым условиям, бизнес наладил новые схемы поставок, логистики, распространения своей продукции. Однако, говорят крупные игроки рынка, ограничения не могут длиться вечно.
Что будет, если санкции отменят? На каких условиях западные товары и компании должны возвращаться в Россию? Как сделать так, чтобы снятие санкций не привело к разрушению всего того, что Россия создавала последние годы? Как избежать негативных последствий для импортозамещения, технологического суверенитета страны? Мнение экспертов пленарной сессии — в материале NEWS.ru.
«Обещавшие „порвать экономику России в клочья“ сами находятся в кризисе»
Александр Петров, председатель совета директоров группы компаний РЭЛТЕК, член исполнительного комитета BRICS Foundry Россия:
— Известный арабский шейх говорил: «Мой дед ездил на верблюде, мой отец ездил на верблюде, я на Мерседесе, мой сын — на Range Rover и мой внук на Range Rover, а мой правнук снова будет ездить на верблюде».
В этом действительно есть определенная логика: изобилие и хорошие времена порождают слабых людей. А сложные времена и дефицит порождают сильных людей. Трудно однозначно сказать, что лучше — изобилие или дефицит, должно быть что-то среднее. Изобилие нас расслабляет: мы люди цивилизованные, привыкли к комфорту. Но определенные сложности рождают стремление к развитию.
Что ожидает нас дальше? На этот вопрос отвечает вся история России. Не было легких времен. Нам то ограничивали путь из варяг в греки, то закрывали пролив Босфор, то ограничивали выход в северные моря через Балтийское море. Но Россия преодолела все трудности, а те, кто чинил эти препоны и вводил против нас санкции, пострадали от своих же действий больше всего. Вспомним историю Казанского ханства, Османской империи, Швеции — все эти страны сильно пострадали из-за того, что противостояли свободе торговли, контактов наций. И история повторяется.

Наши коллеги на Западе плохо изучают историю, и сегодня мы видим: те, кто обещал «порвать экономику России в клочья», сами находятся в нелучшем экономическом положении, ограничив сами же себя в доступе к российским энергоресурсам, в свободе взаимоотношений с РФ. Эти страны подорвали свою экономику, и сегодня большое количество малых и средних предприятий на Западе находится в бедственном экономическом положении, идут банкротства. Даже крупные корпорации, как мы видим, страдают: «Фольксваген» закрыл три завода. В критическом положении (прежде всего в Западной Европе) химическая промышленность, связанная с удобрениями.
Сегодня сложная ситуация. Не нужно заниматься шапкозакидательством, но надо реально понимать: Россия стояла, стоит и, я думаю, выстоит против любых санкций, которые нам сегодня ни предъявлялись бы.
Конечно, 2022 и 2023 годы были очень трудными. Когда наше предприятие столкнулось с этими санкциями, с ограничениями по поставке комплектующих материалов, мы увидели необходимость поиска альтернативных поставщиков. А ведь это не только сам поиск, но и переработка технической документации, проведение подтверждающих испытаний по комплектующим от новых поставщиков с тем, чтобы не потерять в качестве нашей продукции и подтвердить международные сертификаты.
Глобально санкции — это плохо. Любые козни, ограничения бизнесу, товарообороту, взаимопроникновению технологий, знаний — это всегда плохо. Даже ограничение в выезде за рубеж, ограничение в участии в зарубежных конференциях также вредит развитию, и не только нам.
Но жизнь идет вперед, развивается по спирали, и мы в конечном итоге, показав всему миру, что можем преодолевать любые санкционные ограничения, выходим на новый виток развития нашего общества, промышленности, науки.
Что касается условий, на которых стоит допускать ушедшие западные компании на российский рынок, я считаю совершенно верными слова президента России Владимира Путина. Он сказал, что мы будем подходить к каждой стране, каждой компании, которые ушли из России в тяжелые времена, индивидуально и персонифицированно. Кто ушел хлопнув дверью, с громкими политическими заявлениями, подрывая экономику региона (всем этим предприятиям оказывалась помощь со стороны региональных правительств с предоставлением земельных участков, инфраструктуры), оставив многотысячные коллективы без зарплаты, а регионы без налогов, — у тех возвращение, я надеюсь, будет связано с определенными сложностями для них. По каждому предприятию все будет решаться в каждом регионе отдельно.
В целом, я думаю, все флаги в гости к нам, никому не запрещено возвращаться. Важно — на каких условиях. Наибольшие преференции будут предоставлены тем компаниям, которые принадлежат к дружественным или нейтральным по отношению к нам странам, с которыми РФ и дальше будет строить долгосрочные деловые связи. И, безусловно, для российских компаний, занявших место западных, должен сохраниться приоритет. Этот бизнес помог поддержать экономику России в трудное время, обеспечив людей работой, наполнив региональные бюджеты налогами. Возврат западных компаний не должен ухудшить нынешнее положение отечественных компаний.
«Все ждут ослабления санкций»
Юрий Найдич, заместитель председателя по стратегическому развитию Российско-Израильского делового совета при ТПП России:
— Я полагаю, что санкции, которые были введены, — часть гибридной войны против Российской Федерации. И эти санкции, начавшиеся в 2022 году, были настолько быстро и комплексно развернуты, что абсолютно очевидно: их готовили минимум полтора-два года. Более того, те санкции, которые были введены против России еще до начала СВО, в первую очередь экономически защищали и представляли интересы тех трансатлантических корпораций, которые старались уменьшить роль экспорта России на стратегически важных рынках.
Позиция Российско-Израильского делового совета при ТПП РФ следующая: нам необходимо очень внимательно делать системный анализ по разным отраслям экономики, по ведущим предприятиям и через профессиональные ассоциации, официальные сообщества, общественную деятельность выходить на то, чтобы представлять в правительство РФ, в соответствующие вспомогательные государственные общественные структуры четкое, аргументированное, обоснованное мнение экспертов рынка о том, как российской экономике получить максимальные преимущества в условиях санкций.
Я являюсь гражданином России, но часто бываю в Израиле, веду там предпринимательскую, общественную деятельность. И хочу сказать, что в Израиле правда очень хорошие стартапы в области новых технологий. Первые лица этих компаний, обладающих по-настоящему прорывными технологиями, ментально очень близки к россиянам и с нетерпением ждут политического ослабления санкций. И то же я наблюдаю со стороны российского бизнеса. Эти отношения можно интерполировать на отношение ко всем странам, которые сейчас вынужденно ведут против нас экономическую войну. Мы нормально общаемся с западными компаниями, и они говорят: «Мы считаем, что экономический эффект, который мы недополучаем вследствие прекращения сотрудничества с Россией, влечет за собой огромные убытки. А это сокращение рабочих мест, налоговых отчислений».
Дай бог, чтобы наступили более добрые времена, и тогда руководству страны надо будет принимать решения, опираясь на мнение отраслевых профессионалов.
«Всё было перестроено в пожарном режиме»
Татьяна Бараева, основатель и руководитель компании Baraeva Finance, эксперт по управленческому и финансовому учету, член Общественного совета при УФНС России:
— Как руководитель бухгалтерской компании я ежедневно работаю с российскими предпринимателями, компаниями. И вместе с ними мы проживаем все изменения. 2022 год, когда начались санкции, был сложным периодом как для экономики, так и для компаний.
Несмотря на то что все было перестроено в пожарном режиме — логистика, альтернативные поставщики, закупка оборудования, — все компании смогли адаптироваться довольно быстро. Мы помогали компаниям, тогда была важна оперативность, гибкость в принятии решений. Среди наших партнеров — компания, которая занимается производством натурального камня. До санкций она завозила товар и оборудование из-за границы, а после введения ограничений были пересмотрены поставщики, главным направлением был выбран Китай. Из минусов — логистика увеличилась, затраты на закупку выросли. Но есть компании, которым санкции, наоборот, дали толчок к развитию, и у них даже увеличились обороты. Благодаря санкциям российское производство стало приоритетным. У компаний, с которыми работаем мы, выросло число муниципальных заказов, и линии, которые раньше простаивали, загружены.
Если санкции сейчас отменят, российские компании могут пострадать. Мы только перенастроили и выстроили все бизнес-процессы — если появятся новые игроки, рынок может просесть. Есть такие опасения.
«IT-отрасль России не боится конкуренции с западными компаниями»
Сергей Шуичков, директор по развитию бизнеса компании Axoft в Уральском федеральном округе:
— IT-отрасль РФ находится сейчас на большом подъеме. Она, наверное, самая молодая, 100 лет назад ее фактически еще не существовало. Но тем не менее на текущий момент сложно представить себе любую отрасль экономики, где бы IT или кибербезопасность не начинали играть определяющую роль.
Традиционно IT-инфраструктура российских предприятий строилась на иностранных технологиях. Проникновение было если не подавляющим, то очень глубоким. С одной стороны, процесс импортозамещения в информационных технологиях начался достаточно давно, существенно раньше 2022 года — в 2021, 2014 годах, очень адресно. С другой стороны, до 2022 года российская экономика активно использовала иностранные технологии, и уход от иностранных вендоров был достаточно болезненным, потому что иностранные производители зачастую покидали РФ одномоментно. Многие отечественные компании лишились доступа к технологиям, систем поддержки.
При этом санкции дали толчок для развития российских производителей, и за три года IT-отрасль проделала колоссальный путь. Сейчас большинство производителей российского программного или аппаратного обеспечения, систем искусственного интеллекта чувствуют себя очень уверенно. И в возвращении иностранных производителей я вижу скорее плюс. Потому что мы сможем конкурировать с передовыми производителями, которые находятся на острие прогресса. И это прекрасно. Конкуренция в IT-отрасли естественна, и мы ее не боимся. Наоборот, это будет для нас очередной вызов.
Стоит учитывать, что проникновение IT-отрасли во все производственные процессы очень велико, и здесь критически важным становится фактор цифрового суверенитета. Мы должны понимать, какие продукты работают, например, в нашей атомной отрасли, какие перспективы у них есть, какие ограничения. И здесь государство, на мой взгляд, ведет достаточно правильную политику в рамках регуляторной деятельности, ограничивая использование зарубежных технологий как минимум в рамках критической информационной инфраструктуры.
«У отечественных компаний огромное будущее»
Анастасия Алёхина, ведущий бизнес-партнёр креативного направления «СберМаркетинга»:
— Когда западные компании покинули российский рынок, мы уже пребывали на дне демографической ямы, численность молодого населения сильно снизилась вследствие низкой рождаемости — это подтверждается данными Росстата. Рынок труда давно испытывает кадровый голод — не хватает не только опытных специалистов, но и молодых. Все усилия мои, моих коллег по работе с персоналом были брошены на то, чтобы привлечь в свой бизнес то немногочисленное молодое население, что есть.
Развитие информационных технологий как раз очень сильно изменило расклад сил. Без использования тех же нейросетей в работе, без умения работать в команде ваши перспективы будут весьма туманны. Если ты сегодня хочешь быть востребованным специалистом, то это невозможно без понимания современных технологий, без использования их в своей работе.
В случае возвращения иностранных компаний, возможно, кто-то из сотрудников, работающих сейчас в российских компаниях, захочет перейти в иностранные. Но мне кажется, что у отечественных компаний огромное будущее. И за те годы, что международных компаний нет, российские предприятия очень сильно выросли. Много сил было потрачено на развитие персонала, появились новые технологии. Думаю, нам по большому счету нечего опасаться. Люди видят возможность роста, развития, находясь в тех российских компаниях, где они работают сейчас.
«NEWS.ru масштабируется в 2025 году»
Анастасия Бучнева, заместитель генерального директора NEWS.ru:
— Что такое эпоха изобилия и что такое эпоха дефицита, медиа знают как никто другой. Мы сами являемся бизнесом, который общается с крупным, средним, мелким бизнесом, с органами государственной власти. И видим, как меняется рынок день за днем, иногда буквально час за часом, минута за минутой.
Когда начались санкции и бренды стали уходить с российского рынка десятками, сотнями, я прекрасно помню, как реагировали мои коллеги, которые работают в продажах, зарабатывают деньги на рекламе. Они в ужасе смотрели, как закрывались оферы, сделанные очень крупным, известным специалистом. На тот момент медиа не понимали, как им дальше жить.
Если раньше можно было просто сказать, что NEWS.ru — федеральное общественно-политическое СМИ, которое оказывает комплексную поддержку в освещении ключевых тем на федеральном уровне, то в какой-то момент этого стало недостаточно. При этом конкуренция увеличилась в разы. NEWS.ru уже имел репутацию одного из самых быстрорастущих СМИ, и нам важно было не только не потерять позиции, но и сохранить темпы роста аудитории, доходов.
Новые реалии подсказали нам, что уже мало просто оставаться на плаву, мало оставаться в топе. Важно менять саму схему бизнеса, схему монетизации и свое позиционирование на рынке. Поэтому мы ушли в стратегию партнерства — не просто освоения рекламных, коммерческих и иных бюджетов, а глобального партнерства на уровне крупных организаций. На сегодняшний день у нас есть стратегическое партнерство с Международным конгрессом промышленников и предпринимателей, с Международным муниципальным форумом стран БРИКС+ и очень многими крупными компаниями. Мы видим, куда двигается бизнес: в условиях санкций он, естественно, идет в регионы.
В этом году NEWS.ru масштабируется и в то время, когда все сокращают бюджеты и экономят, показывает своим примером, что нужно искать новые ниши. Мы одновременно открываем 89 региональных сайтов NEWS.ru, следуя потребности рынка, которую выявили после проведения порядка 300 встреч с крупнейшими игроками отрасли. Рынок сегодня диктует необходимость позитивной повестки. Все устали от негатива, от треша, все регионы хотят показать достижения с тех сторон, о которых почему-то уже не принято говорить. Понятно, что трафик делается на совершенно другом контенте, но не везде.
Запуская этот проект, я лично езжу сейчас по большому количеству регионов и общаюсь с местными жителями. Удивительно, что каждый из них, начиная от таксиста и заканчивая руководителем крупного предприятия, говорит в неформальной обстановке о том, как он гордится собственным городом, и предлагает показать его достопримечательности, рассказать об истории. Это внушает большую надежду, что изобилие на самом деле к нам вернется.