Заморозка накопительной части пенсии продлена в России до 2021 года. Соответствующие поправки в правительственный закон приняла на пленарном заседании Госдума, при этом фракции «Справедливая Россия» и КПРФ проголосовали против. Произошло то, о чём ранее говорили глава Минтруда Максим Топилин и многие эксперты.
Поправки обязывают Пенсионный фонд (ПФР) «учитывать взносы на обязательное пенсионное страхование в 2021 году, исходя из направления полного размера индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование страховой пенсии». Согласно финансово-экономическому обоснованию закона, заморозка позволит уменьшить трансферт из федерального бюджета в ПФР на 609,1 млрд рублей.
«Вынужденная мера»
Таким образом, решение принято, прежде всего, в целях экономии. По словам депутата Госдумы от справедливороссов Валерия Картунга, оно вытекает из закона о федеральном бюджете. Власти пытаются сэкономить на 2,5 млн военных пенсионеров и членах их семей 11 млрд рублей, убеждён парламентарий. В свою очередь, член думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольга Баталина назвала этот шаг «вынужденной мерой, которая не укрепляет доверие к пенсионной системе». Тем не менее, считает Баталина, продление заморозки пенсионных накоплений «позволит обеспечить устойчивость солидарной пенсионной системы» на предстоящие три года.
В октябре глава ПФР Антон Дроздов оценил в прессе экономию средств, которую принесут бюджету пенсионная реформа и сокращение количества пенсионеров в 2019 году примерно на 308 тысяч человек. По словам чиновника, речь идёт о «значительной» сумме в размере 90 млрд рублей в год. Между тем, в августовском телеобращении президента Владимира Путина прозвучала фраза, принципиально расходящаяся по существу с оценкой Дроздова. Глава государства заявил, что продажа дворцов и апартаментов, принадлежащих не в меру шикующим чиновникам ПФР, принесёт бюджету не более 120 млрд рублей, чего хватит на выплаты пенсий в течение 5−6 дней. По данным Путина, ежедневный расход на пенсионную систему сегодня составляет 20 млрд.
В марте Дроздов сообщил неутешительную весть: россияне, в 2017 году досрочно сменившие негосударственный пенсионный фонд, потеряли в общей сложности 34 млрд рублей инвестиционного дохода. Для отдельного гражданина это может означать потерю от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, считают в Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ). С 2015 года менять фонд без потери инвестиционного дохода закон разрешает раз в пять лет — если человек делает это досрочно, то дохода лишается.
Временный шаг оказался бессрочным
Впервые заморозка пенсионных накоплений произошла в 2014 году. Тогда власти назвали её временной мерой, призванной сбалансировать бюджет ПФР после сокращения в 2013 году страховых взносов для работодателей с 34% до 30%. Выигрыш для бюджета составил тогда около 300 млрд рублей. Предполагалось, что уже в 2014 году накопительную часть разморозят, но этого не случилось: разовый шаг оказался бессрочным.
Тема поднималась и во время парламентских слушаний в Госдуме по законопроекту о повышении пенсионного возраста. Тогда глава Счётной палаты Алексей Кудрин выступил против отмены обязательной накопительной части пенсии.
«Это сегодня при полном выработанном стаже была бы добавка до 15% плюс в коэффициенте замещения от вашей заработной платы, с которой вы выходите на пенсию», — заметил он.
В мае 2018 года министр финансов Антон Силуанов впервые признал, что правительство вообще не намерено размораживать пенсионные накопления. Позже чиновник допустил возможность запуска системы, которая позволит ещё не вышедшим на пенсию людям «накапливать свой индивидуальный пенсионный капитал» (ИПК). В сентябре, на Восточном экономическом форуме, глава Минтруда Максим Топилин выразил уверенность, что Минфин опять «внесёт заморозку ещё на один год, до 2021-го».

«После нынешней заморозки — к 2022 году — пенсионные накопления отменят и переведут в ИПК. В 2019-м негосударственные фонды ещё за них поборются, но дальше вряд ли смогут», — пояснил News.ru директор методологической группы АКРА Юрий Ногин.
Нежизнеспособная модель
Модель пенсионных накоплений, напомним, заработала в 2002 году. Страховые взносы в пенсионную систему, которые оплачивает работодатель с фонда оплаты труда работника, дробились на отчисления в ПФР и персональные накопительные счета застрахованных граждан. По данным Счётной палаты, сегодня объём накопленных пенсионных и страховых фондов составляет в РФ около 2−3% против 60−100% в других странах. Там коэффициент замещения по пенсиям достигает 70% от зарплаты, тогда как Россия только будет стремиться к целевым 40%.
«В сложившихся сегодня экономических и демографических условиях накопительная модель оказалась нежизнеспособна. В прежнем виде её никогда не восстановят. Если она и будет создаваться, то в принципиально ином формате — таком, какой предлагает Силуанов: абсолютно добровольное формирование взносов на накопительном счёте», — заметил в беседе с News.ru доктор экономических наук Сергей Смирнов.
По мнению эксперта, во многом нынешнее решение Госдумы имеет ритуальный, технический характер. Оно напоминает ежегодную процедуру принятия бюджета или пересмотр параметров потребительской корзины не реже чем раз в пять лет.