Какими темпами и благодаря чему развивается цифровизация таможни в РФ? Каковы первые итоги снижения порога покупок через Интернет за рубежом? И в чём заключаются изменения, связанные с контролем по ввозу «санкционки»? На вопросы News.ru ответил первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов.


— В России взят курс на цифровизацию экономики. Скажите, как в этой сфере обстоят дела у ФТС? Какие ресурсы и возможности внедряются?

— В распоряжении ФТС находятся 81 программное средство и 69 баз данных, что позволяет оперативно обрабатывать массив информации, который ежедневно поступает в декларациях на товары. В 2018 году таможенные органы обработали свыше 4,7 млн декларируемых товаров, из которых почти 40% зарегистрировано без участия инспектора (1,8 млн), в автоматическом режиме — 323 тыс.

Руслан ДавыдовРуслан Давыдовпровэд-медиа.рф

ФТС с 2018 года реализует мероприятия по созданию единой сети электронных таможен и концентрации декларирования товаров в центрах электронного декларирования (ЦЭДах), которые к 2020 году должны стать основными местами электронного декларирования товаров.

В России к концу 2020 года будет создано 16 ЦЭДов. По состоянию на 20 сентября 2019 года функционируют 11 ЦЭДов. Одиннадцатым из них стал Сибирский ЦЭД, в котором на днях была выпущена первая декларация.

Это специализированные таможенные органы, чья компетенция ограничивается декларированием товаров исключительно в электронной форме. Функционал по декларированию отдельных категорий товаров или отдельных случаев (фактически — всех операций, при совершении которых требуется непосредственный контакт с участником ВЭД или товаром) сохраняется за таможенными органами фактического контроля.

Разделение документарного и фактического контроля исключает физический контакт оформляющего инспектора с бизнесом, делает его обезличенным. Также повышается независимость принимаемых решений — за счёт перемещения всех должностных лиц, имеющих право выпуска, на государственные площади. В настоящее время все ЦЭДы располагаются в помещениях, находящихся в государственной собственности.

Для обеспечения в долгосрочной перспективе обработки возрастающих массивов информации принято решение о строительстве Главного центра обработки данных ФТС России (ГЦОДа) в Твери.

ГЦОД позволит обеспечить надёжность и безопасность хранения информации. Основная цель его создания — обеспечение бесперебойности работы всех систем таможенных органов и высокой скорости обработки информации, что в конечном итоге сократит время на таможенное оформление участников ВЭД. Планируется, что центр начнёт функционировать в 2022 году.

— С 1 января был снижен порог покупок через Интернет за рубежом с €1000 до €500. Можно ли сейчас говорить о первых итогах? Была ли эта мера эффективной?

Александр Кондратюк/РИАНовости

— Снижение порога проводится, во-первых, для того, чтобы создать равные конкурентные условия для российских и зарубежных интернет-магазинов. А во-вторых, в соответствии с международной практикой: многие страны сегодня стремятся к «обнулению» такого порога.

В 2019 году (по состоянию на 27 августа) в рамках интернет-торговли оформлено свыше 220 млн отправлений (за аналогичный период 2018 года — 228 млн). На отправления стоимостью свыше €500 сегодня приходится около 4% всей интернет-торговли: с уплатой таможенных платежей выпущено более 135,8 тыс. отправлений (за аналогичный период 2018 года — 32,1 тыс. отправлений), сумма перечислений по которым составила 532 млн рублей.

По сравнению с аналогичным периодом 2018 года (168 млн рублей) сумма уплаченных таможенных платежей выросла в 3,2 раза.

— Как обстоят дела с контролем по ввозу санкционной продукции? Можно ли говорить о серьёзных изменениях с начала года?

— Для борьбы с незаконным ввозом санкционной продукции в ФТС России созданы специальные подразделения — мобильные группы. С 2018 года они работают с привлечением беспилотной авиации Росгвардии. Это позволяет выявлять, например, случаи появления новых объездных дорог.

С 2019 года в практику работы вводится ежемесячный облёт государственной границы России на вертолётах с фиксацией мест дислокации, возможных путей и дорог, по которым может перевозиться запрещённая к ввозу продукция.

В настоящее время таможенные органы также имеют право самостоятельно останавливать транспортные средства снаряжённой массой свыше 3,5 тонн для досмотра.

По итогам восьми месяцев 2019 года мобильные группы ФТС России проверили свыше 54,5 тыс. транспортных средств, из которых нарушения установлены при проверке более 5 тыс. транспортных средств, то есть у каждого 11-го автомобиля. Выявлено 70,8 тыс. тонн запрещённых к ввозу в Российскую Федерацию товаров, в том числе — 3 тыс. тонн санкционных товаров (в 2018 году — 5,3 тыс. тонн).

С сентября 2017 года ФТС России формирует электронную библиотеку-досье отправителей, перевозчиков, покупателей, реализаторов, оптово-распределительных центров, по которым зафиксированы нарушения ввоза и оборота на территории России товаров, в отношении которых применяются запреты и ограничения.

В настоящее время этот ресурс содержит 8,8 тыс. записей о фактах таких нарушений.

Библиотека-досье содержит информацию по каждому факту нарушения, выявленного в отношении конкретного лица. В том числе информация используется в работе мобильными группами таможенных органов, а также для выбора объектов контроля за оборотом товаров на внутреннем рынке России.

Самое интересное — в нашем канале Яндекс.Дзен