В ВТБ рассказали о трех новых механизмах, которые применяют злоумышленники для похищения средств у пожилых людей. В частности, они используют сайт «Госуслуги» и выдают себя за сотрудников Социального фонда. К каким уловкам прибегают мошенники для обмана пенсионеров, почему им это удается и что нужно сделать для защиты денег — в материале NEWS.ru.
Какие схемы придумали мошенники для выманивания денег у пенсионеров
Как сообщили в пресс-службе ВТБ, с целью обмана пожилых людей злоумышленники делают им фальшивые предложения о перерасчете пенсии, оформлении полиса ОМС и скидках на коммунальные платежи. Суммарно на эти три сценария приходится около половины всех мошеннических атак на пенсионеров.
Согласно первой схеме, преступники звонят пожилому человеку и представляются работниками Социального фонда России. Затем они предлагают жертве провести перерасчет пенсии и повысить ее размер. Под предлогом оформления заявления злоумышленники просят предоставить им личные данные, код из СМС или установить приложение на телефон. Получив доступ к устройству, мошенники входят в личный кабинет пенсионера на портале «Госуслуги», что позволяет им оформлять кредиты на его имя или заходить в онлайн-банк для вывода средств.
Используя вторую схему обмана, аферисты сообщают пожилому человеку о несуществующей акции, предусматривающей скидки на оплату ЖКУ. Для подтверждения статуса пенсионера они просят персональные данные и СМС-код, которые используют для кражи денег или оформления займов.

Согласно третьей схеме, мошенники звонят пожилому человеку под видом сотрудников страховой компании и настойчиво предлагают продлить полис обязательного медицинского страхования. Они просят жертву установить на телефон якобы приложение Минздрава. На самом деле это вредоносное ПО, позволяющее преступникам получить доступ к устройству. Они также могут запросить СМС-код, чтобы войти в личный кабинет на «Госуслугах».
Как еще аферисты воруют деньги через «Госуслуги»
NEWS.ru ранее писал о новой схеме злоумышленников, использующих «Госуслуги» и «Госключ». По словам координатора платформы «Народного фронта» «Мошеловка» Евгении Лазаревой, преступники применяют новую тактику для обмана пенсионеров и людей среднего возраста, играя на их доверии.
Сначала аферисты получают доступ к личному кабинету гражданина на «Госуслугах». Затем они загружают фальшивую нотариальную доверенность, чтобы распоряжаться всеми счетами человека, и предлагают ему подписать документы через «Госключ». Жертва получает соответствующее уведомление. После этого якобы сотрудник правоохранительных органов убеждает человека, что все его счета находятся под угрозой, поэтому ему нужно срочно подписать доверенность для спасения денег. Он выполняет указания, после чего злоумышленники переходят к следующему этапу.
Жертве звонит якобы настоящий сотрудник органов правопорядка и сообщает, что до этого он разговаривал с мошенником, поэтому следует перевести деньги на безопасный счет. По словам Лазаревой, учитывая, что доверенность подписана через официальный инструмент, аферисты могут легко обмануть жертву. Она также отметила, что большинство россиян плохо знакомы с действующими правилами оформления документов.

Как выглядят старые схемы мошенничества
Пенсионерам часто звонят мошенники, которые представляются сотрудниками служб безопасности банков или правоохранительных органов — МВД, Следственного комитета и других. В частности, они убеждают жертв в том, что им нужно остановить нежелательный перевод денег или, наоборот, перечислить средства на «безопасный счет», а также родственнику, якобы попавшему в беду. Кроме того, преступники размещают в общественных местах QR-коды и предлагают жертвам их отсканировать, чтобы получить скидку на услуги ЖКХ или принять участие в каком-нибудь розыгрыше.
Хотя подобные схемы обмана широко известны, злоумышленники периодически их обновляют.
Почему мошенники до сих пор обманывают пенсионеров
Руководитель департамента продаж и клиентской поддержки компании «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман отметил в беседе с NEWS.ru, что пенсионеры — это одна из самых уязвимых частей российского общества. Они часто бывают доверчивы и не понимают специфики работы мошенников.
«Им кажется, что если им позвонили из Сбербанка или Социального фонда, то это настоящие сотрудники. Из-за этого возникают проблемы — люди дают доступ к личным данным, не понимая, к чему это может привести», — сказал эксперт. По его словам, сегодня необходима системная работа банков и государства для борьбы с аферистами.

Как родственники могут защитить пенсионеров от мошенников
В пресс-службе финансового маркетплейса «Сравни» дали ряд рекомендаций NEWS.ru, как родственники могут защитить пенсионеров от мошенников.
- Необходимо учить пожилых людей пользоваться интернетом и смартфонами, чтобы они обращали внимание на подозрительные ссылки и звонки;
- важно рассказать пенсионерам о наиболее распространенных видах мошенничества и показать, как работают схемы обмана, такие как оформление кредитов по телефону или создание фейковых сайтов, копирующих банковские порталы;
- нужно согласовать с пенсионерами правила общения с незнакомцами, ввести запрет на переводы им денег по телефону;
- необходимо просить пожилых родственников сбрасывать подозрительные номера и перезванивать в организацию, чей представитель ранее общался с ними;
- следует договориться с пенсионерами о том, чтоб они не принимали cамостоятельных решений, связанных с переводом банковских средств и передачей личных данных. В случае мошенничества нужно немедленно сообщить в правоохранительные органы.
Читайте также:
Новый вид мошенничества на «Госуслугах»: как россиянам избежать кражи денег
Россияне могут вернуть деньги, украденные мошенниками: новые правила банков
Новая выплата пенсионерам: кому полагается и сколько составит