Сегодня актеру и режиссеру Александру Ширвиндту исполнилось бы 90 лет. С 2000 по 2021 год он был художественным руководителем Театра сатиры. Помимо игры в постановках, Ширвиндт снялся в фильмах «Еще раз про любовь», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «12 стульев», «Трое в лодке, не считая собаки». Много лет он успевал также преподавать в Щукинском училище. NEWS.ru поговорил с учениками Ширвиндта и узнал, каким они его запомнили.
«Когда Ширвиндт ушел, мы осиротели»
Актриса Ирина Лачина рассказала, что Александр Анатольевич вел у нее на курсе актерское мастерство. Она вспомнила в беседе с NEWS.ru истории о Ширвиндте.
— Такие люди, как Александр Анатольевич, рождаются редко. И это великий дар — встретиться в жизни с таким человеком. Ширвиндт был мудрец и философ. И чем больше будет проходить времени с момента его ухода, тем больше будут оценивать его наследие.
Мы, его ученики, часто звонили ему, просто чтобы сказать, что любим его. Разговор мог длиться 5 минут, мог 10–20. «Здравствуйте, Александр Анатольевич, это мы», — так начинался каждый раз наш звонок. В его голосе и ответах было столько тепла по отношению к нам. Всегда. Для нас это было очень дорого. И по сегодняшний день дорого. Поэтому, когда Александр Анатольевич ушел, конечно, мы осиротели.
«Ширвиндт учил нас быть ответственными перед своими зрителями»
— Когда я поступила в институт, я скрывала, что родилась в актерской семье. Для меня было очень важно, чтобы ко мне относились беспристрастно, без связи с моей мамой (мать Ирины Лачиной — актриса Светлана Тома. — NEWS.ru), с ее известностью и популярностью. И я запретила маме подходить к институту на пушечный выстрел.
Когда я уже училась на третьем курсе, случился форс-мажор. Мама вернулась с гастролей и забыла ключи. И она пришла в институт, чтобы найти меня. В Щуке она столкнулась с Ширвиндтом, который спросил: «Света, что ты здесь делаешь?» Ничего не оставалось, кроме как сказать, что ее дочь учится здесь. Надо отдать должное Александру Анатольевичу, эта встреча никак не сказалась на его отношении ко мне. Он продолжал со мной общаться так же, как и до этого, и я ему за это благодарна. Потому что для меня это было важно, и он это понимал и знал.
Александр Ширвиндт преподавал на нашем курсе в Щуке актерское мастерство. Кроме того, он был режиссером нашего дипломного спектакля «Испанцы в Дании». Общение с Александром Анатольевичем было совершенно потрясающим. У меня осталось ощущение соприкосновения с каким-то совершенно удивительным и невероятным человеком.
С одной стороны, Александр Анатольевич был пристрастен к своим ученикам. С другой — он никогда нам ничего навязывал. Ширвиндт всегда пытался добиться от нас собственных личностных проявлений. Если ты состоялся как личность, тебе есть чем поделиться со зрителем. Именно этому нас и учили. У нас была свобода творчества. При этом Ширвиндт учил нас быть ответственными перед своими зрителями.
Конечно, во время репетиций у нас не все получалось. Александр Анатольевич нас подбадривал, выстраивал мизансцены, объяснял, каким образом и с помощью каких приемов комедия может быть смешной. Он научил нас тому, что прелесть комедийного жанра заключается в парадоксе. Помню, когда мы сдавали спектакль, нам казалось, что мы просто не сможем воплотить в жизнь все замыслы нашего мастера. Мы очень переживали, а Ширвиндт говорил, что мы молодцы. Его вера в нас придавала нам сил.
«Ширвиндт сидел в зале со своей неизменной трубочкой»
— Когда мы репетировали мизансцены, Александр Анатольевич сидел в зале со своей неизменной трубочкой. Я помню свои ощущения. Мне всегда была очень важна его реакция. Самой высшей похвалой было, когда он говорил: «Да, да, хорошо, хорошо, хорошо, молодцы, хорошо, да». Иногда он выскакивал на сцену и пытался нам объяснить в своей иронично-сдержанной манере, что хочет тот или иной персонаж. Это было так точно и так смешно, что пропадал любой внутренний студенческий зажим и все начинало складываться.
Еще Ширвиндт научил нас спокойно относиться к неудачам и при этом не терять веру в себя. С другой стороны, он учил нас так же спокойно относиться и к славе. Все в этом мире преходящее. Александр Анатольевич говорил, что нужно заниматься собственной профессией — в этом и есть спасение. Актеры призваны будить человеческую душу. Именно за этим мы и выходим на сцену.
Ширвиндт всегда добивался от нас максимальной серьезности на сцене. В этом и заключается суть комедийного парадокса: серьезные люди играют несерьезные сцены. При этом Александр Анатольевич учил нас относиться к себе с самоиронией. Это качество — признак мудрого человека.
Почему Ширвиндт любил рыбалку
Преподаватель по сценической речи Анна Бруссер, которая работает в Щукинском училище с 1988 года, рассказала, почему актер любил рыбалку. «Когда он мне про нее рассказывал, я понимала, что для него это способ побыть одному и подумать. Вокруг него было огромное количество людей, а всегда быть на виду — это очень сложно», — поделилась Бруссер.
Она также вспомнила историю с участием Ширвиндта, которая произошла во время съемок фильма «Когда деревья были маленькими». В документальной ленте рассказывается о доме артистов театра Вахтангова в Левшинском переулке. В этом здании жили Борис Захава, Иосиф Толчанов, Цецилия Мансурова и другие люди искусства. Часть съемок проходила на Новодевичьем кладбище, затем всем надо было поехать в другую локацию — в Денежный переулок, где находилась квартира Вахтангова. Тогда Ширвиндт предложил подвезти Бруссер.
Когда они приехали, оказалось, что нет ни одного парковочного места. Ширвиндт решил оставить машину у расположенного напротив посольства Италии. «Бежит милиционер из будки. Александр Анатольевич медленным движением открыл окно машины, подождал, пока милиционер добежал, подождал, пока милиционер увидел его и узнал. Он сказал: „Привет!“ Милиционер ответил: „Здравствуйте, Александр Анатольевич!“ Ширвиндт сказал: „Мы постоим тут чуть-чуть. Недолго“. Милиционер ответил, что он будет очень рад этому. Ширвиндт понимал, что его все узнавали. И он совершенно спокойно к этому относился», — рассказала Бруссер.
По ее воспоминаниям, Ширвиндт боролся с излишней романтизацией жизни, к которой склонны творческие люди. К 100-летию театра Вахтангова Бруссер вместе с коллегой делали двухтомник «Вахтанговцы после Вахтангова». Они использовали 16 семейных архивов, чтобы собрать информацию для сборника. «И я с воодушевлением начала рассказывать Ширвиндту об этом. А он ответил: „Я тебя только очень прошу — без сантиментов. Они занимались профессией“. И мне было это важно услышать», — поделилась Бруссер.
Как добавила преподаватель, Александр Анатольевич учился на курсе ее бабушки, Веры Константиновны Львовой. «Поэтому я знаю его с раннего детства. Дома я всегда слышала о нем теплые слова: „Шура поможет. Шура знает. Шура сделает“. Это говорили бабушка и мама. Я выросла в ощущении, что Александр Анатольевич — это тот человек, который решает все проблемы наилучшим образом», — резюмировала Бруссер.
Читайте также:
Стало известно, что Ширвиндт чувствовал перед смертью
«Национальный кумир»: кинокритик раскрыл секрет популярности Ширвиндта
Стало известно, в какой номинации Ширвиндту посмертно вручили «Нику»