В центре внимания бакинского климатического саммита ООН оказалась нехватка пресной воды в Средней Азии и на Кавказе. О дефиците говорили с трибуны и политики, и эксперты. Из-за глобального потепления тают ледники — главный источник воды. По прогнозам, ее будет оставаться все меньше, и простых решений у проблемы нет. Как смягчить глобальную жажду Центральной Азии и Кавказа, насколько остро эта проблема стоит для России, будут ли страны воевать за воду, разбирался NEWS.ru.

Могут ли в Средней Азии начаться войны из-за доступа к воде

Каспийское море мелеет, Кавказ столкнулся с проблемой таяния ледников и потери пресной воды. Об этом говорил министр экологии и природных ресурсов Азербайджана Мухтар Бабаев, открывая 29-ю сессию Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP29) в Баку. Бабаев, которого избрали председателем COP29, призвал другие страны своевременно представить планы адаптации к новым природным условиям.

«Мы должны завершить подготовку планов к 2025 году и сделать необходимые шаги к 2030 году. После адаптации ключевую роль в безопасности должны играть финансы, и все это должно быть основано на прозрачности», — заявил он.

О нехватке пресной воды в Центральной Азии говорил на саммите и президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. По его мнению, усугубляются проблемы преодоления бедности, продовольственной и энергетической безопасности, доступа к воде и ресурсам. Узбекскому коллеге вторил и президент соседней Киргизии Садыр Жапаров. «В условиях изменения климата все большую актуальность приобретают вопросы эффективного и бережного использования водных ресурсов», — сетовал он.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

В последние годы климат изменился, ледники в горах тают все быстрее и проблема нехватки воды обостряется во всем регионе, сказал NEWS.ru в кулуарах COP29 министр экологии Узбекистана Азиз Абдухакимов и добавил: «Не зря наш покойный президент Ислам Каримов предрекал, что в Центральной Азии войны могут начаться именно из-за воды».

Азиз АбдухакимовФото: Алексей Белкин/NEWS.ruАзиз Абдухакимов

Правда, благодаря политике нынешнего президента Ташкенту удалось выстроить очень доверительные и сбалансированные отношения со всеми соседними странами, подчеркнул министр.

«Это страны низовья — Туркмения, Узбекистан, Казахстан. И страны верховья, откуда вода, собственно, к нам и поступает, — Таджикистан и Киргизия. Оттуда вода попадает в крупнейшие реки Центральной Азии Сырдарью и Амударью. Две реки — основные источники воды, и они позволяют справедливо распределять ресурсы», — пояснил собеседник.

При этом все страны согласны, что ресурсы делятся справедливо, добавил собеседник. «Наши министры водного хозяйства на постоянной основе встречаются и делят ресурсы пропорционально. Они исходят из общего количества воды, из многих других показателей — решают, сколько воды будет потреблять каждая страна», — сказал Абдухакимов.

Кто добился статуса «царь горы» в центре Азии

Министр природных ресурсов, экологии и технического надзора Киргизии Медер Машиев не без гордости отмечает, что его республика расположена в горах, поэтому острых проблем с водой у нее нет.

«94% нашей территории занимают горы. Ледники — у нас. Наоборот, ближайшие страны зависят от нас. Нашими гидрогеологами все водные источники исследованы, и теперь они считаются стратегическими подземными ресурсами.

Но в перспективе проблемы возникнут, потому что ледники Тянь-Шаня тают стремительно. Последствия изменения климата мы ощущаем сильнее, чем другие страны. За последние 70 лет, как говорил на саммите наш президент, 16% ледников растаяло. Это 1200 квадратных километров», — сказал NEWS.ru киргизский министр.

Министр природных ресурсов, экологии и технического надзора Киргизии Медер МашиевФото: Алексей Белкин/NEWS.ruМинистр природных ресурсов, экологии и технического надзора Киргизии Медер Машиев

До конца века дефицит воды предвидится не у Киргизии, а у ближайших стран, и тогда, не исключено, возникнет почва для вооруженных конфликтов, признает министр. «Обвинить нас соседи ни в чем не смогут — мы же не виноваты, — но теоретически способны предъявить территориальные претензии на те земли, где к тому времени еще останутся источники воды. Могут начать искать повод, провоцировать конфликты», — прогнозирует Машиев.

Пока отношения с соседними странами, в том числе и в том, что касается водных ресурсов, более-менее урегулированы, считает министр. Что касается потенциальных спорных зон, то они, к примеру, есть на границе с Таджикистаном.

«Есть река Сох и пара мелких рек, которые через таджикский анклав протекают. Но договоры, подписанные еще в советское время, актуализируются. Так что нельзя сказать, что проблем нет совсем, но они не слишком острые», — считает Машиев.

Как в регионе планируют решать проблему нехватки воды

В свою очередь Узбекистан разработал детальную программу по водосбережению, говорит Абдухакимов. «В частности, для внедрения водосберегающих технологий создана целая система преференций. В первую очередь речь идет о капельном орошении. На эту программу выделяются сотни миллионов долларов. Фермеры, которые внедряют такие технологии, получают серьезные субсидии.

Оросительный ров в Бухаре, УзбекистанФото: Shutterstock/FotodomОросительный ров в Бухаре, Узбекистан

В результате за несколько лет потребление воды снизилось на 15%. При этом производство сельхозпродукции выросло более чем в полтора раза», — не без гордости отмечает министр.

Кроме того, президент Шавкат Мирзиёев предложил сокращать потери воды при ее транспортировке — и теперь в Узбекистане строятся бетонные коллекторы, рассказал министр. «Все каналы и арыки бетонируются. Вода меньше расходуется по пути, течет быстрее, а стало быть, меньше испаряется. В результате увеличивается приток воды в уцелевшую часть Арала», — сказал Абдухакимов, напомнив, что из-за проблем, оставшихся Ташкенту в наследство от СССР, в республике исчезло целое море — Аральское, и теперь на его месте возникла новая пустыня — Аралкум.

Как планируют решать проблему засухи в России

Еще до отъезда на климатический саммит в Баку премьер Михаил Мишустин рассказал на заседании правительства о том, что российским аграриям в этом году пришлось трудиться при неблагоприятной погоде — летом была затяжная засуха.

В середине лета МЧС констатировало, что с начала июля жители Северного Кавказа страдают от аномального зноя. В Ставропольском крае, Чечне и Кабардино-Балкарии установилась температура около 40 °С. Виной тому был циклон, пришедший из Африки.

Как считает глава Росгидромета, замглавы делегации на саммите в Баку Игорь Шумаков, глобальное потепление особенно заметно в южных областях России — там растет потребление электричества, люди чаще пользуются кондиционерами.

«Там уже есть трудности у сельского хозяйства, у транспорта, у коммунальных служб, в том числе у энергетиков. На Кавказе, в Краснодарском крае, на черноморском побережье, в Сочи в связи с жаркой погодой возрастает энергопотребление, в этом году оно било рекорды», — говорил он NEWS.ru.

Засуха в РоссииФото: Алексей Коновалов/ТАССЗасуха в России

Нужно призвать к порядку добывающие корпорации

Председатель Российского экологического общества, участник COP29 Рашид Исмаилов тоже считает, что перемена климата влияет на российский юг — там мелеют водоемы, все чаще случается засуха, что влечет за собой нехватку воды.

«Это важно для нас и для всех пяти стран, которым принадлежит Каспий. И экологи, и власти озабочены этим, — рассказывает эколог NEWS.ru. — Обмеление Каспия, как и других водоемов, — это действительно тренд. Он связан с изменением климата, но еще — с воздействием бизнеса, добывающих компаний прибрежной территории. Их действия тоже опасны для моря».

Российское экологическое общество как неправительственная организация предложило создать «зеленый стандарт Каспия», чтобы корпорации, работающие на побережье, не просто декларировали свое ответственное отношение, а еще и вкладывались в экологическую безопасность, добавил собеседник.

«И наука! Надо точно установить механизмы обмеления. Любые инвестиции, каждый вложенный доллар или рубль должны опираться на научное обоснование. Прежде чем финансировать какие-то работы на Каспии, мы должны понимать, какой эффект это даст для экологии», — уверен Исмаилов.

«И власти, и инвесторы должны понимать, что нужно тратить деньги, чтобы завтра обеспечивать экологическую безопасность», — подытожил он.

Как подготовить глобальный план борьбы с глобальным потеплением

Еще один участник конференции — старший банкир ВЭБ.РФ Сергей Сторчак, в 2005–2020 годах занимавший пост замминистра финансов России — сомневается в том, что по итогам конференции страны составят четкие финансовые планы решения климатических проблем.

Сергей Сторчак на климатической конференции ООН COP29Фото: Алексей Белкин/NEWS.ruСергей Сторчак на климатической конференции ООН COP29

Нужна отдельная система «климатического» финансирования, сказал Сторчак NEWS.ru. «Решение проблемы состоит из многих составляющих — это и отбор проектов, и выбор правильного финансового инструмента, и контроль за расходами. Все это должно быть частью системы. Тогда действительно можно выйти даже не на миллиарды, а на триллионы долларов. Но пока не получается консолидированная позиция», — отметил бывший замминистра.

Сторчак не видит, чтобы выстраиванием такой системы занимался кто-то конкретно, например аппарат ООН.

«Систему нужно создавать на основе проработанной концепции. Скажем, как появилась 80 лет назад Бреттон-Вудская система? Для конференции экономисты — это были Кейнс и Уайт — подготовили два огромных плана. На их основе делегации могли нормально вести переговоры, принимать решения. А сейчас четких планов нет ни у кого», — подытожил финансист.

Читайте также:

Селфи с незнакомцем, бойкот украинцев: яркие детали визита Мишустина в Баку

Карта «Мир» работает, 15-метровый кит: как Баку встречает гостей COP29

Мишустин, Орбан, Эрдоган: климатический форум ООН COP29 открылся в Баку

«Мерзлота уже не вечная»: глава Росгидромета о последствиях потепления

Бойкот провалился, Грета в ауте: COP29 — политическая победа Азербайджана