14 декабря 1960 года ЮНЕСКО приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования, которая призвана гарантировать равный доступ к обучению без ущемления прав по языковому, национальному или иному признаку. Однако спустя 65 лет этот авторитетный международный правовой механизм оказался совершенно неэффективным, когда речь заходит о правах русскоязычных. Где «зачищают» пространство от русского языка и почему международные организации старательно это игнорируют — в материале NEWS.ru.
Главное в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования ЮНЕСКО стала первым глобальным документом, направленным на защиту равных прав в сфере образования. Ее основной принцип — недопустимость любых форм дискриминации при доступе к обучению на всех уровнях образования — от начального до высшего. Речь идет о запрете ограничений по языковому, национальному, этническому, религиозному, социальному или иным признакам. В частности, закрытие школ по языковому признаку, отказ в обучении на родном языке, введение дополнительных барьеров или условий для детей из национальных меньшинств.
Конвенция устанавливает, что образование должно быть направлено на уважение прав человека, развитие толерантности, а не на исключение или давление на какие-либо сообщества. Также она предусматривает обязанности государств по поддержке культурной и языковой самобытности национальных меньшинств, в том числе допускает создание отдельных учебных заведений или программ при условии, что они не являются инструментом сегрегации, а служат сохранению культурных особенностей и не ущемляют права учащихся. Важно, что подразумевается равное качество образования для всех групп, независимо от языка обучения.
Как проявляется русофобия в мире
В ходе 43-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, которая прошла в ноябре в Самарканде, замглавы МИД РФ Александр Панкин выразил недовольство работой организации. По словам дипломата, ЮНЕСКО не принимает достаточных мер для борьбы с дискриминацией в области образования, науки и культуры.
«Показательно отсутствие реакции на действия украинских властей, подвергающих опасности объект всемирного наследия — исторический центр Одессы — из-за шагов, направленных на снос памятника великому поэту Александру Пушкину, равно как и демонтаж множества других исторических памятников в городе», — указал Панкин.
Россия неизменно придерживается духа и буквы Конвенции, обеспечивая равный доступ к знаниям и защиту языковой и культурной идентичности всех народов, заявил NEWS.ru депутат Госдумы Сергей Алтухов. Однако сегодня ряд государств применяет ее нормы избирательно, прежде всего когда дело касается России и русскоязычных общин.
«Нынешняя ситуация демонстрирует явную политизацию образовательной политики. Ограничение использования русского языка в школах и университетах, сокращение русскоязычных программ, давление на культурно-образовательные центры объясняются искусственными аргументами о некой „безопасности“ — все это полностью расходится с основополагающими принципами ЮНЕСКО», — сказал парламентарий.
По его мнению, подобная практика стала возможной из-за отсутствия в Конвенции механизма прямого принуждения. Кроме того, он считает, что отдельные государства, ощущая политическую поддержку союзников, откровенно игнорируют международные гуманитарные нормы.
«Такое отношение к русскому языку всячески приветствуется и поощряется в ЕС и в целом западным истеблишментом. Такая государственная политика должна приводить к ограничениям участия в отдельных программах ЮНЕСКО и ослаблению позиций в гуманитарных структурах. Любые двойные стандарты в области образования подрывают доверие к глобальной системе защиты прав человека», — подчеркнул депутат.
Как на Украине вытесняют русский язык
Сегодня русский язык фактически вытеснен из образовательной системы Украины. Отказ от школьного образования на русском языке был предусмотрен принятым в сентябре 2017 года законом «Об образовании». Причем украинские власти на этом не остановились. В 2019 году Верховная рада приняла закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного», который обязывает граждан использовать украинский язык во всех сферах общественной жизни. А весной этого года на рассмотрение парламента внесли законопроект, который запрещает русский язык в школах, включая перемены и внеурочное время.
В октябре пресс-секретарь генсекретаря ООН Стефан Дюжаррик отметил, что в организации придерживаются позиции, что говорить и учить на родном языке — «неотъемлемое право». Однако ни к каким практическим подвижкам это заявление не привело.
На Западе лишь делают вид, что стараются жить по правилам, на самом деле устанавливая их для других, заявил NEWS.ru первый зампредседателя комитета Госдумы по обороне Алексей Журавлев. По его словам, невозможно привлечь к порядку там, где нет четкой ответственности и наказания.
«Все конвенции ЮНЕСКО — это просто фикция. Эти документы нарушаются так массово, что их и нормами давно уже нельзя считать. То же самое и с этой Конвенцией. Доступ к школам на Украине и в Молдавии пока еще есть у всех детей, но вот учиться на русском желающие там уже не могут. В этих странах проводится последовательная и жесткая национализация — русских сознательно выдавливают из образовательного и культурного поля», — указал Журавлев.
Парламентарий уверен, что на Западе об этом хорошо известно, однако такие действия вполне укладываются в русло общей европейской русофобии. По его словам, именно поэтому ждать грозных окриков из Брюсселя Киеву не стоит, а «иного документы ЮНЕСКО и не предусматривают».
Как русский язык притесняют в Прибалтике и Молдавии
В марте эстонский парламент проголосовал за поправку, запрещающую негражданам и лицам без гражданства, в том числе многим из бывших советских русскоязычных, участвовать в муниципальных выборах. Одновременно там начался постепенный отказ от русскоязычного образования. По планам властей республики, к 2030 году русский язык будет исключен из числа языков обучения, и школы переведут исключительно на эстонский. Причем они уверены, что отмена образования на русском языке не противоречит международному праву.
Аналогичная ситуация в соседней Латвии. Там прекратят вещание на русском языке, переведя русский контент только в формат онлайн-платформ. Также обсуждается повышение НДС на печатные и цифровые издания на русском — с 5% до 21% с 2026 года, что ожидаемо резко поднимет цены на русскоязычную литературу и прессу. Одновременно власти заговорили о переводе на латышский язык документации и общения в госучреждениях.
Ущемление русскоязычного населения происходит и в Молдавии. Парламент страны проголосовал за закрытие Русского центра науки и культуры в Кишиневе — главного культурного института российской и русскоязычной общины в столице. Одновременно обсуждаются поправки к закону об образовании, которые могут ограничить русскоязычное обучение: депутаты предлагают сделать обязательным преподавание на румынском вместо русского. Эти изменения власти подают как «реформы на благо» якобы ради интеграции, безопасности или «укрепления национального единства».
Что происходит с русским языком в Армении
В Ереване и других регионах Армении для русскоязычного населения тоже настали непростые времена. В 2024/2025 учебном году были введены новые образовательные стандарты, согласно которым русский язык утратил статус обязательного предмета — он переведен в категорию иностранного. Это означает, что школы получили право совсем исключить русский из программы либо существенно урезать часы его преподавания.
Понижение статуса русского языка в Армении связано с политикой евроинтеграции и, очевидно, диктуется извне, заявил NEWS.ru армянский политолог Грант Микаэлян. Хотя, по его словам, население республики по-прежнему проявляет большой интерес к изучению русского языка.
«Сейчас политика меняется. Это связано исключительно с внешней политикой, которая навязывается Армении так же, как и другим постсоветским странам. Западные страны видят в борьбе с русским языком средство фундаментального отделения от России и ее соседей. Они выставляют это главным условием для дальнейшего сотрудничества и совместной деятельности», — заявил Микаэлян.
Читайте также:
«РФ получила сильного лидера»: что Тэтчер говорила о Путине, СССР, Украине
«Лишь бы угодить Западу»: что значит для Армении отказ от российского зерна
«Народ пожил — и будет»: что Черномырдин говорил о России, Украине, Чечне