Париж принял у себя не только международную конференцию по Ливии, созванную по инициативе президента Эммануэля Макрона, но и заседание российско-французского Совета сотрудничества по вопросам безопасности в формате «2+2». Переговоры, в которых участвуют главы дипломатических и оборонных ведомств двух стран, не проводились уже два года из-за кризисных явлений в отношениях между Москвой и западными столицами. За это время повестка российско-французского диалога оказалась отягчена новой неочевидной проблемой — вакуумом в сфере безопасности в Сахело-Сахарском регионе. Франция показывает готовность сократить военное присутствие в Африке, однако критикует Кремль за усиление влияния на континенте.
На пленарном заседании, где российская сторона была представлена главой МИД РФ Сергеем Лавровым и министром обороны Сергеем Шойгу, а французская — министром Европы и иностранных дел Жан-Ивом Ле Дрианом и министром вооружённых сил (ВС) Флоранс Парли, был затронут широкий спектр тем двухсторонней и региональной повестки. У Парижа и Москвы накопилось достаточно вопросов, требующих консультаций: заседания в созданном почти двадцать лет назад «двойном» формате не проводились с 2019 года. Последние переговоры прошли в Москве, после чего контакты были поставлены на паузу — прежде всего из-за международного скандала с отравлением оппозиционера Алексея Навального.
Ð ÑÐ°Ð¼ÐºÐ°Ñ Ð²Ð¸Ð·Ð¸Ñа во ФÑанÑÐ¸Ñ Ð¡.Ð.ÐавÑов пÑинÑл ÑÑаÑÑие в заÑедании ÑоÑÑийÑко-ÑÑанÑÑзÑкого СовеÑа ÑоÑÑÑдниÑеÑÑва по вопÑоÑам безопаÑноÑÑи.#РоÑÑиÑФÑанÑÐ¸Ñ pic.twitter.com/D72kcfVh6m
— ÐÐРРоÑÑии (@MID_RF) November 12, 2021
Наряду с миграционным кризисом, который потряс в эти недели белорусско-польскую границу и поднял вопрос о перспективах усиления санкционного давления на официальный Минск, на первый план в повестке вышла и тема обеспечения безопасности в Сахело-Сахарском регионе, который включает Мавританию, Мали, юг Алжира, северную территорию Буркина-Фасо, Нигера и Чада. Незадолго до заседания в формате «2+2» французская сторона открыто дала понять, что доведёт до сведения Лаврова и Шойгу свою обеспокоенность ситуацией на западе континента, где, как утверждает Париж, увеличилось присутствие бойцов частной военной компании (ЧВК) Вагнера — организации, которую мировые лидеры нередко называют военно-политическим инструментом российского руководства.
Уход французов
Не секрет, что Елисейский дворец тревожат прежде всего события в Мали. После государственного переворота в западноафриканском государстве в мае этого года французская сторона взяла курс на постепенную оптимизацию военного присутствия на территории своей бывшей колонии. По словам Макрона, ВС Пятой республики в ближайшее время должны покинуть три опорных пункта на севере Мали, которые обеспечивали большие оперативные возможности в борьбе с сепаратистскими элементами и боевиками, аффилированными с глобальными террористическими группировками. По официальным данным, контингент, состоявший из 5 тыс. человек, должен быть сокращён примерно вдвое.
По распространённым оценкам, это может ухудшить ситуацию в сфере безопасности. Как обращают внимание исследователи, после восьми лет французской военной кампании соответствующий кризис и без того увеличил масштабы, затронув Буркина-Фасо и Нигер. На этом фоне нередко слышны упрёки в адрес Парижа. Малийцы регулярно проводят акции протеста против французских военных, обвиняя их в том, что они не смогли переломить ситуацию в борьбе с джихадистскими элементами. Парадоксально, но решение Макрона вывести войска только усилило общее негодование. Премьер-министр Мали Шогель Кокалла Майга выразил уверенность, что его страну просто «выбросили на полпути».
В этой связи глава малийского правительства объявил о поиске новых партнёров в сфере безопасности. Параллельно появились слухи о росте интереса ЧВК Вагнера к этой арене.
Чьи наёмники
Мали и Россия исторически поддерживают тесные связи, однако делают акцент на том, что взаимодействие не выходит за рамки совместного соглашения о сотрудничестве в сфере обороны, которое было подписано в 2019 году на полях Международного военно-технического форума «Армия-2019». Именно на это обратил внимание Сергей Лавров, который накануне вылета в Париж провёл переговоры в Москве с малийским коллегой Абдулайе Диопом.
Россия имеет давнюю историю военного и военно-технического сотрудничества с Мали, — отметил глава российской дипломатии по итогам переговоров. — Продолжаем эти традиции, поставляя для малийского правительства и ВС соответствующую технику, оборудование, боеприпасы, вооружение, для того чтобы малийское руководство могло эффективно отражать террористическую угрозу.
Она, по словам главы МИД России, не только сохраняется, но и «рискует обостриться, учитывая принятое правительством Франции решение существенно сократить своё присутствие». Именно на севере Мали радикальные формирования «чувствуют себя всё более вольготно», подчеркнул министр.
Что касается феномена ЧВК, то мы не имеем отношения к деятельности подобных структур, созданных гражданами России, — пояснил Лавров. — Они самостоятельно заключают контракты. Если эти соглашения подписываются с законными правительствами суверенных государств, то не понимаю, что в этом негативного.
По его словам, пионерами рынка услуг ЧВК изначально были США и такие западные страны, как Великобритания и Франция. Вопрос о том, будет ли Мали обращаться с подобным запросом к какой-либо компании подобного рода, находится исключительно в компетенции правительства этого западноафриканского государства, подчеркнул глава российского внешнеполитического ведомства.
Концепция соперничества
Официальная российская линия сводится к тому, что Кремль готов «не к „переделу“ богатств континента, а к конкуренции за сотрудничество с Африкой». Но западных игроков, которые, по оценкам российского руководства, всё ещё «пытаются вернуть утраченные влияние и доминирующие позиции в бывших колониях», эти доводы вряд ли могут успокоить. В фокусе их внимания находится то, что российская сторона существенно увеличила круг тех государств континента, с которыми у неё подписаны соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности. Не остались незамеченными в том числе соответствующие договорённости с Нигерией и Эфиопией, двумя самыми густонаселёнными странами Африки.
Запад пытается не отставать. Так, Вашингтон укрепляет военное присутствие в таких стратегически важных местах, как Красное море и Гвинейский залив. Раскрытые в 2020 году внутренние документы Африканского командования ВС США свидетельствуют, что у американцев есть амбициозные планы по расширению и укреплению сети низкопрофильных военных баз и аванпостов по всему континенту. К 2025 году Вашингтон планировал потратить около $330 млн на строительство необходимой в этом плане инфраструктуры. Однако эксперты обращают внимание на непоследовательность США: наращивание военного присутствия нередко сопровождается критикой в адрес властей африканских государств.
Согласно этим оценкам, не менее противоречиво ведёт себя и Франция, которая продемонстрировала лояльность сомнительной смене власти в Чаде, но заняла жёсткую позицию в том, что касается переворота в Мали.
Компенсация критикой
Факт, что запущенный Францией процесс оптимизации военного присутствия в Африке сопровождается повышением градуса критики в адрес тех игроков, которые питают интерес к континенту, находит своё объяснение.
В разговоре с NEWS.ru директор центра «Россия и новые независимые государства» во Французском институте международных отношений (IFRI) Татьяна Кастуева-Жан заметила, что у руководства Пятой республики нет возможности что-либо поменять в плане расстановки сил.
Предвидение есть, а способности, возможностей и желания обратить вспять процесс нет. Жёсткая риторика призвана компенсировать утрату влияния и позиций, но, по сути, это, конечно, признак ослабления, если не бессилия.
По словам эксперта, на Западе есть понимание, что там, где ослабевает его роль и влияние, нишу тут же занимает — стратегически — Россия, экономически — Китай, а иногда и Турция.
Комментируя то, насколько изменился внешнеполитический прагматизм, который Макрон демонстрировал по отношению к России на ранних этапах своего президентского срока, собеседница NEWS.ru выразила убеждённость, что признаков перемен здесь нет, даже несмотря на отсутствие результатов в двустороннем диалоге и добавление новых трений по таким вопросам, которых в повестке заседания в формате «2+2» в 2019 году не было. Одним из таких новых конфликтных явлений Кастуева-Жан назвала вопрос о присутствии ЧВК Вагнера в Мали.
Макрон до сих пор не встретился с Путиным, этот визит неоднократно откладывался под предлогом борьбы с ковидом, но, скорее всего, настоящая причина — в сомнениях двух сторон по поводу пользы и результативности подобного саммита, — считает эксперт.
Начало предвыборной кампании во Франции вряд ли сможет существенно повлиять на риторику и действия Макрона на российском направлении, полагает собеседница NEWS.ru. Скорее всего, подход Парижа так и будет заключаться в балансировании между диалогом и жёсткими заявлениями вместе с сохранением санкций, подытожила Кастуева-Жан.