В официальном постановлении китайским телевизионным компаниям приказано убрать с экранов так называемых няньпао — актёров, певцов и прочих знаменитостей, облик которых не укладывается в представления партии о том, как должны выглядеть «строители социализма».
Вместо них в сетке вещания должны появиться мужчины, «революционный дух» которых не подлежит сомнению уже с первого взгляда. В целом китайское ТВ должно стать менее жёлтым и более красным.
Надо положить конец демонстрации женоподобных мужчин и прочей ненормальной эстетики, — говорится в заявлении китайской Национальной администрации телерадиовещания (НАТР).
НАТР распорядилась снизить гонорары поп-звёздам и впредь не заключать с ними долговременных контрактов.
Распоряжение стало очередным в серии издаваемых в последний год распоряжений правящей компартии, которая взяла курс на крутой разворот от длившейся четыре десятилетия политики «конвергенции по-китайски» — объединения социалистических по звучанию лозунгов с капиталистическими по сути общественными и экономическими отношениями.
Под руководством Си Цзиньпина КПК последовательно приводит вторые в соответствие с первыми, придавая «социализму с китайской спецификой» всё более ортодоксальный (то есть тоталитарный) облик.
Во фразеологии Си такая «перестройка наоборот» называется «национальным обновлением». Под ним КПК понимает усиление своего контроля над всеми сферами жизни — бизнесом, образованием, культурой, прессой.
То, что сейчас происходит в идеологической сфере в Китае, не следует считать второй «культурной революцией», сказал NEWS.ru китаевед Евгений Зайцев.
Решения XIX съезда КПК предполагают «выкорчёвывание сорняков», выросших в культурном поле за предыдущие десятилетия, когда это поле должным образом не пропалывалось.
Решение «вернуть мужчинам мужественность» обосновывается тем, что это оздоровит общественную атмосферу и вернёт китайцев к «превосходным» традиционным ценностям и «социалистической культуре», подвергшимся существенной эрозии за годы осуществления курса Дэн Сяопина.
Логично, что руководству НАТР приказано прекратить показывать красивых и богатых «бездельников» в такой стилистике, что зрителям может захотеться им подражать. Под отдельный запрет попало упоминание детей звёзд, которые ничем не проявили себя, кроме того, что родились у известных родителей.
В Пекине переживают, что вместе с произведёнными в Южной Корее и Японии телепередачами, которые клонируются китайскими телепродюсерами, в страну проникает чуждая идеология, поражающая в первую очередь молодежь. Поэтому помимо оздоровления телепрограмм партийно-государственное руководство Китая также ограничило доступ детей младше 18 лет к онлайн-играм тремя часами в сутки и только в выходные дни (это то редкое решение, которое все родители будут приветствовать, независимо от своего социально-экономического положения и политических пристрастий).
Во исполнение этого распоряжения онлайн-платформа Weibo Corp сразу же отключила аккаунты тысяч геймерских клубов.
Закручивание гаек, которым деятельно занялось китайское руководство, может привести к возникновению к КНР феномена, хорошо известного по позднесоветскому времени, к формированию «подпольной» молодёжной субкультуры, привлекательной именно аурой запретности. Можно ожидать, что запрет на китайских Киркоровых и Зайцевых приведёт к появлению там Цоев и Кинчевых с китайской спецификой, говорит эксперт.
Появление «красных линий» всегда вызывает у молодёжи желание их нарушать. Я не говорю о политизированных движении «Фалунгон» или борцах за права тибетцев. Но культурное диссидентство может в перспективе иметь не менее серьёзные последствия, чем прямая политическая оппозиция, — не исключает Зайцев.
При всём при этом, считает китаевед, полагать, что Китай возвращается во времена коммунистической ортодоксии, было бы поспешным. Скорее, КПК подводит граждан к состоянию «цифрового рабства», когда высокие технологии не только не противоречат, а прямо работают на укрепление правящего режима.