Чисто формально, ссылаясь на введенные против России экономические санкции, в частности на санкционный пакет № 4, правительство Литвы ввело значительные ограничения на транзит товаров в российскую Калининградскую область. Отныне в наш анклав нельзя доставлять жизненно важные для него стройматериалы, металлы и изделия из них, нефтепродукты, уголь. Список запретов достаточно длинен.

Российская сторона заявила официальный протест и пригрозила ответными санкциями. В конце концов, под вопрос может быть поставлен транзит в интересах всего Европейского союза через российскую территорию. Уже некоторые западные авиакомпании стоят на грани полного банкротства из-за необходимости облетать наши земли, направляясь в Японию и Китай. К тому же Литва сама теряет немалые средства, которые на транзите зарабатывала.

Даже на фоне захлестнувшей Европу русофобии Литва все равно выделяется своей непримиримой позицией на грани истерии. Запрет транзита напрашивался, потенциально будучи рычагом дополнительного давления на Россию. Парадокс ситуации заключается, в том, что непрерывный транзит в Калининград был одним из условий подписания российско-литовского договора о взаимном признании границ, что открыло янтарной республике путь в ЕС и НАТО.

А потому формально мы можем отказаться от своей подписи под таким важным документом. Не стоит думать, что подобный демарш был бы чисто формальным. И хоть нынешняя Литва не считает себя правопреемницей Литовской Советской Социалистической Республики, ее нынешняя территория была фактически сформирована в рамках Советского Союза. Вильнюсский край с нынешней столицей Литвы вошел в ее состав только в 1939 году по решению Сталина. Вождь народов еще раз облагодетельствовал, подчеркнем, советскую республику-сестру, решив передать ей и часть Восточной Пруссии по правому берегу реки Неман с незамерзающим портом Мемель. Ныне — Клайпеда.

Вид на порт КалининградаФото: Aleksandr Schemlyaev/Russian Look/Global Look PressВид на порт Калининграда

Надо сказать, что треть бывшей Восточной Пруссии, отошедшей к СССР после Великой Отечественной войны, была ценна именно незамерзающими портами. И Сталин добился своего на переговорах с союзниками. Правда, потом встал вопрос, какой республике передать эти территории. И партийное руководство Советской Литвы прилагало немалые усилия, чтобы заполучить весь край. Но, как мы видим, литовцы получили нынешнюю Клайпеду, что уже немало.

Вот только руководство Литвы, нынешней антисоветской, по-прежнему рассматривает территорию Калининградской области как якобы свои исторические земли. Притом что скорее был ближе к истине Кремль, доказывавший союзникам, что речь идет о древних славянских землях, завоеванных позже крестоносцами.

Между тем в Литве постоянно будируют вопрос о нашем анклаве, употребляя в его отношении исключительно свои географические названия. В частности, Калининград на литовских картах — Каралявичус. Уже неоднократно на этой почве возникали недоразумения и заявлялись протесты. Но рассуждения о том, что якобы истекли некие оговоренные сроки «русской оккупации анклава», не замолкают. Потому, видимо, и перекрытие транзита кое-кому в Вильнюсе видится шагом к поглощению этой территории.

Но стоит только открыть такой ящик Пандоры. Польские националисты постоянно скандируют: «Помним Вильно, помним Львов!» Кстати, сама Польша получила две трети Восточной Пруссии, но об этом в Варшаве как-то забывают. Как говорится, не будите лихо...