Ушедший в Кремль на должность помощника президента экс-губернатор Ярославской области и некогда сотрудник ФСО Дмитрий Миронов оставил после себя «авгиевы конюшни» — такими словами в разговоре с NEWS.ru источники во властных структурах региона описали состояние области. Наводить порядок предстоит выходцу из ФАС и Минсвязи Михаилу Евраеву, которого принято считать системным либералом. От нового руководителя ждут перенастройки взаимоотношений с местными элитами, и в первую очередь с политическим аксакалом Ярославщины — Анатолием Лисицыным, руководившим субъектом с 1991 по 2007 год. Его даже специально пригласили на консультации в администрацию президента. NEWS.ru узнал, как в связи с кадровой перестановкой может измениться ситуация в регионе с низким рейтингом «Единой России».
Администрация президента, судя по всему, серьёзно озабочена ситуацией в одном из самых оппозиционно настроенных регионов России после правления Дмитрия Миронова. 13 октября состоялось совещание с участием главы управления президента России по внутренней политике Андрея Ярина. «На встрече меня попросили помогать новому губернатору, особо отметив, что его выбрал лично Владимир Путин», — рассказал NEWS.ru Анатолий Лисицын. Перед этим экс-губернатор области, а ныне депутат Госдумы, встретился с новым и. о. главы региона Михаилом Евраевым.
Башни раздора
Президент Владимир Путин 12 октября освободил губернатора Ярославской области Дмитрия Миронова с официальной формулировкой «по собственному желанию». Глава государства назначил его своим помощником. Фактически бывшего сотрудника президентской охраны и выходца из КГБ Миронова повысили по номенклатурной лестнице. Теперь он будет курировать кадровые назначения на руководящие должности силовых ведомств, а также награждение и присвоение званий вместо другого бывшего работника спецслужб — Анатолия Серышева, отправленного на давно пустующую должность полпреда президента в Сибирском федеральном округе.
Дмитрий Миронов, как предположил близкий к окружению экс-губернатора источник NEWS.ru, нацелился на пост главы МВД. После ухода из ФСО и до отправки в Ярославль он три года проработал сначала в должности помощника министра Владимира Колокольцева, затем первым замначальника Главного управления уголовного розыска, а вскоре и руководителем Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК МВД). Однако, по словам собеседника NEWS.ru, шансы Миронова на должность министра «как были, так и остаются довольно ничтожными», поскольку в этом ведомстве «не любят чужих, а он там объективно именно такой». В МВД Миронова с получением звания генерал-лейтенанта перевели в 2013 году из ФСО — структуры, абсолютно чуждой полиции.

А вот практика назначений на должности губернаторов бывших сотрудников ФСО, отвечающих за охрану первых лиц, вполне укоренилась. Так, Астраханскую область возглавляли целых два выходца из этой структуры — сначала Сергей Морозов (с приставкой «врио»), а затем Игорь Бабушкин, Калининградскую — покойный ныне Евгений Зиничев (прежде чем стать главой МЧС), а Тульскую — Игорь Дюмин. Последний политик считается одним из самых успешных и влиятельных губернаторов-«охранников», оказываясь в первых строчках рейтингов руководителей субъектов Федерации. Дмитрия Миронова, занимавшего пост главы Ярославской губернии с лета 2016 года, наблюдатели называют своеобразной противоположностью тульского коллеги.
По словам Анатолия Лисицына, который возглавлял Ярославскую область 16 лет, затем представлял регион в Госдуме и Совете Федерации, а сейчас остаётся влиятельной политической фигурой в регионе, изначально у него были хорошие отношения с Дмитрием Мироновым. Но в какой-то момент идиллию нарушили действия губернаторской команды.
С Мироновым изначально отношения складывались нормально, он попросил о помощи, потому что ему эта тема незнакома. Я вместе с [депутатом Госдумы Валентиной] Терешковой возглавил его избирательную кампанию, помогал советами. Мне задали вопрос: «А ты с ним договорился о продлении своих полномочий в Совете Федерации?» Я сказал, что он сам должен понять, соответствую я или не соответствую. Действительно, он меня не переназначил [в 2018 году], и после этого начался процесс ухудшения наших отношений. Причина в том, что его команда, видимо, поняла, что наши с ним контакты переходят в какую-то достаточно доверительную форму, и посчитала, что всё это дело надо нарушить. Был передан ему компромат — записка о том, что я не люблю правительство Медведева, часто выступаю против отдельных позиций партии власти, не боясь комментировать вещи, которые, в общем-то, запрещено комментировать. Копию этой записки мне тут же передали, я её потом принёс [Миронову] и предложил разобраться, насколько ему нужны советы его команды и насколько нужны мои советы. Он принял сторону своей команды. [После этого] меня из политсовета [«Единой России»] исключили, в результате никаких отношений, а он стал управляем своей командой — это главная его проблема.
По его словам, в результате власти региона «забыли, что есть народ», и «если губернатор три раза встретился с депутатами областной думы и провёл две пресс-конференции — это, собственно, был показатель и для низших чинов, которые также стали всё меньше и меньше открыто встречаться с людьми». Всё это, по мнению Лисицына, привело к тому, что Миронов потерял доверие жителей региона. Также политик отметил, что регионом практически руководил глава местного правительства Дмитрий Степаненко, с которым Миронов обычно везде ездил вместе.
Я сказал губернатору, что это нелогично: «Вы должны не в паре, а отдельно быть, вы должны показать, что вы лидер команды, а не Степаненко». Он почему-то это не воспринял и как-то даже обиделся. [Быть губернатором —] это просто не его работа, и он передоверил всё своей команде, которая пришла со стороны и управляла как хотела, — добавил Анатолий Лисицын.
Как рассказал NEWS.ru источник в политических кругах Ярославля, одна из главных проблем губернаторства Миронова заключалась в том, что при нём было «несколько „башен“, которые постоянно друг с другом воевали». По его словам, глава регионального правительства Дмитрий Степаненко «подковёрно» конфликтовал с замом по внутренней политике Андреем Шабалиным, зампред правительства и руководитель администрации губернатора Илья Баланин — с Шабалиным и Степаненко. На этом фоне система была разбалансирована, и иногда было не очень понятно, кто принял то или иное политико-административное решение.
По сути, пять лет Ярославской областью вообще никто не занимался, губернатор практически не появлялся в регионе. Ну а при отсутствии первого лица люди из ближнего круга боролись между собой за сферы влияния, — отмечает источник NEWS.ru.
После ухода Дмитрия Миронова в Кремль к его ярославской команде могут возникнуть вопросы у силовиков. Это и программа оздоровления Волги, где могут вскрыться многомиллионные хищения, и сомнительные схемы госзаказа с доминированием группы компаний ЕКС, и история с ввозом московского мусора. По словам одного из источников NEWS.ru в политических кругах, силовики старались дистанцироваться от Миронова, но открытых претензий не предъявляли, понимая его близость к президенту.
Однако, как говорится, жалует царь, но не жалует псарь: с Путиным у Миронова действительно хорошие отношения, но с окружением президента возможны проблемы, — уточнил инсайдер.
Игра на противоречиях
Как рассказал NEWS.ru главный редактор портала «Ярновости» Антон Туманов, у местных элит было настороженное отношение к экс-губернатору, потому что «администрация вела себя как слон в посудной лавке, давя несогласных». Конфликты были, но ярославская сторона не имела возможностей отвечать, поясняет он. Также журналист рассказал и о взаимоотношениях Дмитрия Миронова и его аппарата с общественностью и, в частности, с прессой.
Я, являясь главным редактором не последнего в Ярославле СМИ, даже не знаком с заместителем губернатора по внутренней политике. Как и многие мои коллеги. На протяжении последних лет мы знали, что где-то есть такой Шабалин, который взялся из ГУЭБиПК МВД, где он служил вместе с Мироновым, но никто с ним не общался. И это был фирменный стиль команды Миронова, за очень редким исключением. Они изначально всех игнорировали. Дмитрий Юрьевич, на мой взгляд, совершил стратегическую ошибку ещё на первоначальном этапе своего губернаторства — он везде появлялся со своей охраной, которая отсекала всех журналистов, кроме его личного видеооператора и начальника пресс-службы. За это Миронов удостоился прозвища Гауляйтер.
Журналист отметил, что Дмитрий Миронов не выстраивал диалога с Анатолием Лисицыным. Последний, будучи «яркой, авторитетной и постоянно находящейся в повестке фигурой», сильно контрастировал с «абсолютно серым» экс-губернатором, и тот «делал всё, чтобы испортить жизнь Анатолию Ивановичу». Яркий пример, по мнению журналиста, — это лишение Лисицына его персонального места в хоккейной «Арене-2000», «которую он построил».
Из-за разногласий с Мироновым «политический аксакал» Ярославщины дистанцировался от единороссов и перешёл из партии власти в «Справедливую Россию» — в 2020 году это стало резонансным событием на местном уровне. В результате партия Сергея Миронова и примкнувшего к нему Захара Прилепина получила высокие рейтинги. На недавних выборах в Госдуму ярославские справедливороссы, в частности, набрали существенно выше, чем в среднем по стране, — 19,2%, а сам Лисицын получил мандат депутата Госдумы.

Нового врио губернатора Михаила Евраева, по словам Антона Туманова, в регионе ожидаемо восприняли как «варяга» и «тёмную лошадку». Первое, с чем он столкнётся, — это с недоверием, считает журналист, потому что это мало кому в регионе знакомый кадр.
Ему предстоит завоёвывать доверие, и, в принципе, первые шаги в этом направлении Евраев делает абсолютно правильные. Но чиновники районного уровня, зная Евраева как одного из создателей системы ГИС ЖКХ (её он курировал, будучи замглавы Минкомсвязи. — NEWS.ru), отзываются о нём очень хорошо, как о профессионале и человеке, с которым можно иметь дело. Что касается конфликтов, то новые вряд ли предвидятся в обозримой перспективе, потому что ему предстоит гасить старые, — резюмировал Туманов.
В политических кругах 50-летнего уроженца Ленинграда Михаила Евраева принято считать «сислибом». В далёком 1999 году он вступил в партию «Яблоко» и трудился на руководящих должностях в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Из-за этого, как считает политолог Илья Гращенков, новый глава Ярославской губернии ассоциируется с экс-руководителем ведомства и некогда своим однопартийцем Игорем Артемьевым.
По мнению Гращенкова, приход Михаила Евраева в Ярославскую область можно сопоставить с назначением в 2020 году губернатором Пермского края Дмитрия Махонина. Логика, как считает политолог, тут примерно такая же: на оппозиционный регион ставят неединоросса. А в условиях роста оппозиционных настроений в Ярославле власть могла сыграть на противоречии между условным «силовиком» Мироновым и «либералом» Евраевым.
Очевидно, что главной задачей Евраева станет заключение мира с ярославской местной элитой и персонально с экс-губернатором Лисицыным. Укрепление «Справедливой России» в регионе под началом экс-губернатора стало слишком тревожить федеральный центр, и решение применить «пермскую схему» выглядит наиболее взвешенным, чем радикальные идеи вроде отправки туда Захара Прилепина. Оппозиция там может основательно претендовать на победу, поэтому [при сохранении на посту Миронова] её придётся не пускать, использовать муниципальный фильтр, будет шум-гам. Нужно ли насиловать область таким образом, чтобы избрать явно не очень популярного Миронова? «Пермский кейс» показывает, как власть управляет ситуацией в протестном регионе: они берут яркого оппозиционера и делают его врио губернатора. Сделав так, можно сказать: «Смотрите, вот вам „яблочник“, давайте все объединимся, единороссов не будет, всем раздадим каких-нибудь постов».
Политолог уверен, что Михаила Евраева пока воспринимают как ноунейма, но новому губернатору ничего не надо делать, чтобы его узнали, потому что «в этом и есть сила нынешней власти: её никто не знает и каждый вкладывает свои смыслы». За Евраевым, по мнению Гращенкова, есть определённая группа, которая поддержит его проекты, и на этом фоне ему и придётся избираться. Единственной опасностью для Евраева эксперт назвал Анатолия Лисицына, так как «Ярославская область — это один из немногих, если не последний регион, где местные элиты что-то значат».
Сам Анатолий Лисицын, комментируя NEWS.ru встречи с новым губернатором и начальником президентского управления по внутренней политике, отметил следующее: «В администрации президента чётко сказали, что это креатура главы государства, президент доверяет этому человеку и очень надеется, что те проблемы, которые были в Ярославле, не повторятся. Было сделано обращение к нам с тем, чтобы мы помогли стабилизировать ситуацию».
Лисицын подчеркнул, что ярославские элиты «готовы не к войне, а мирному сосуществованию и нормальной работе, которая позволит области вернуть свои лидерские позиции».