Как стало известно, в функционирующей при администрации президента группе по реформированию избирательного законодательства достигнут определенный компромисс между стремлением оппозиции полностью отменить муниципальный фильтр и желанием партии власти сохранить рычаги отбора кандидатов на губернаторских выборах.

Как говорится, выйдет некоторое послабление. В частности, планируется, что соискателям губернаторского кресла придётся собирать не десять процентов автографов муниципалов, а только пять. Подчеркнём, что пока речь идёт только о благих намерениях. И пока нет никаких гарантий, что такая ограниченная новация успеет вступить в силу до сентябрьских региональных выборов. Но первый шаг сделан.

Понятно, что оппозиция, постоянно обвиняющая единороссов в том, что они фактически держат в своих руках инструмент отбора удобных соперников (сами себе назначают противников, как говорила Памфилова), удовлетворена хотя бы тем обстоятельством, что процесс смягчения фильтра сдвинулся с мёртвой точки.

Притом ещё несколько месяцев назад была некоторая надежда на то, что этот барьер, введённый в 2012 году после возвращения к практике прямых выборов губернаторов, будет ликвидирован. За такой шаг активно ратовала и глава Центризбиркома Элла Памфилова, неоднократно называвшая его существование противоестественным и недемократичным. Однако после фразы президента о том, что фильтр выполняет свои функции, стало ясно: что, по крайней мере пока, отменять его не станут. Осталась надежда на некоторую коррекцию.

Элла ПамфиловаФото: Сергей Ведяшкин/АГН «Москва»Элла Памфилова

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Между тем системная оппозиция лоббировала два кардиальных изменения в порядок фильтрации потенциальных кандидатов. Прежде всего системщики предпочли бы, чтобы муниципальные депутаты получили право не единожды благодетельствовать потенциальных кандидатов своей заверенной у нотариусов подписью. Сейчас представители низовых органов власти могут лишь раз поддержать кого-то из соискателей губернаторства. В противном случае, их «лишние» подписи объявляются недействительными. На этом прокололся фаворит дальневосточных выборов Андрей Ищенко, который потерял в предвыборной запарке бдительность и не проверил все собранные подписи на аутентичность. Пока всё останется по-прежнему, и подписываться можно будет только один раз.

Кроме того, умеренные оппозиционеры хотели, чтобы было отменено требование, по которому нужно не просто собрать определённое число автографов. Но необходимо получить хотя бы одну подпись либо во всех муниципальных структурах, либо в двух третях. Такая ситуация значительно затрудняет процесс, поскольку можно иметь большинство, как в Москве, в нескольких округах и не иметь представительство во многих других, где партия власти просто заблокирует сбор автографов.

Так что прорыв, за который активно ратовала и Элла Памфилова, пока не состоялся. Но, как говорится, лиха беда начало. Всё-таки лёд сдвинулся. Тем более вопрос стоит достаточно конкретно: почему для участия в президентских выборах кандидатам от парламентских партий никакие фильтры проходить не надо, а вот на губернаторских необходимо?