В «Российских автомобильных дорогах» поменялся предправления. Новым главой государственной компании станет Вячеслав Петушенко. Он придёт на смену Сергею Кельбаху. Соответствующее распоряжение подписал премьер Дмитрий Медведев. И тут в этой истории можно было бы поставить точку, если бы не многочисленные «но». «Автодор» последние годы окружала явно дурная слава.

Как отмечается, Кельбах был освобождён от занимаемой должности по собственному желанию, уступив кресло своему первому заместителю. О том, что он, возможно, уйдёт из компании, сообщали источники «Ведомостей» осенью 2018 года. По словам чиновников, Кельбах просто ждал, пока его отпустят, прекрасно зная, что его контракт завершается в феврале.

Возглавил уже бывший предправления «Автодор» ещё в декабре 2011 года, начав работать там с 2009 года. Стартовал Кельбах в госкомпании сразу с должности первого зама. Основной причиной ухода чиновника можно считать ситуацию со строительством Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), но официально эта версия, понятное дело, не фигурирует.

Источник «Ведомостей» не исключает, что Кельбах уйдёт работать в РЖД на должность замгендиректора, при этом сфера его предполагаемой деятельности в железнодорожной компании пока остаётся непонятной.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Сергей КельбахФото: Андрей Любимов/АГН «Москва»Сергей Кельбах

Однако на проблемы в «Автодоре» обратила внимание Счётная палата. В контрольном ведомстве заявили о крайне низком качестве проектирования и неэффективной работе заказчика. Кроме того, СП рассказала о том, что инвесторы, работающие с госкомпанией, не в состоянии выполнить свои обязательства. И как неутешительный для всех итог — сдать ЦКАД раньше конца 2021 года уже не представляется возможным, несмотря на совсем недавние обещания завершить строительство в конце текущего года. «Автодор», кстати, признал отставание, направив в Министерство транспорта свои идеи о переносе сроков работ по ЦКАД. Следовательно, можно говорить о недополучении свыше 22 млрд рублей доходов от предполагаемой эксплуатации ЦКАД в 2019–2020 годах.

Между тем ведомство Алексея Кудрина с 2015 года било тревогу, обращая внимание на неудовлетворительные темпы реализации строительства объектов.

Претензии предъявлялись также и к скорости процессов в «Автодоре» — крайне много времени уходило на внесение изменений в проекты, ответа от госкомпании можно было ожидать месяцами.

Президент России Владимир Путин в 2018 году дал поручение тщательным образом проконтролировать процесс строительства ЦКАД и сделать всё возможное, чтобы сроки постройки и стоимость проекта не увеличились. Однако, как мы видим, поручение главы государства не было выполнено должным образом. И в декабре прошлого года в «Автодор» с проверками пришли также Генпрокуратура и Следственный комитет.

Сам же проект строительства четырёхполосной автомагистрали, оценённый в чуть более 300 млрд рублей, был утверждён в 2001 году. Предполагалось строительство свыше 500 км автомобильных путей, которые разгрузят столицу от грузовиков и фур. Финансирование данного проекта ведётся из Фонда национального благосостояния, также задействованы и деньги различных инвесторов. Между тем в 2017 году был произведён перерасчёт стоимости ЦКАД в сторону увеличения до 313,2 млрд рублей.

Фото: Андрей Любимов/АГН «Москва»

По данным Счётной палаты, по состоянию на 1 декабря 2018 года строительная готовность объектов ЦКАД составляла от 0 до 66%, что говорит о том, что работу сдать в срок не представляется возможным. И это несмотря на то, что на ЦКАД сейчас работают свыше 4500 специалистов и используется более 1500 единиц техники, а в период весны-лета число работающих на объектах может достигнуть 10 тысяч человек.

В беседе с News.ru экономист Михаил Делягин назвал удорожание строительства ЦКАД за 2017 год на 4% небольшим и в пределах инфляции.

«Это совсем ни о чём. Удорожание очень маленькое. Можно предположить, что за это время подорожали материалы», — сказал Делягин.

При этом он подчеркнул, что в России строилась масса громких объектов, стоимость которых росла как на дрожжах. Что же касается срывов сроков, то, по его мнению, это всем привычное дело, и не только в России. А вот то, что государство не реагировало на прежние «звонки» Счётной палаты всё это время, а сейчас решило обратить внимание, на его взгляд, «совсем странновато».

Экономист также заявил, что Счётная палата не должна контролировать сроки строительства, ей следует заниматься слежением за объёмами финансирования.

«У неё вообще нет никаких полномочий, она может только плакать», — подытожил он.