Из-за задержания французскими силовиками основателя Telegram Павла Дурова в России заговорили о дальнейшей безопасности популярного мессенджера. Все чаще высказывается мнение, что ключи шифрования и доступ к колоссальному массиву переписок окажутся в распоряжении западных властей и спецслужб. В России уже звучат призывы срочно создать новый отечественный аналог Telegram. Почему этого еще не сделано и получится ли сделать сегодня, разбирался NEWS.ru.
Станет ли Telegram небезопасным
Задержание создателя Telegram во Франции вызвало бурную реакцию в России. Представители политических кругов уже выразили опасения, что массив конфиденциальных данных россиян может оказаться в руках западных спецслужб.
Главный редактор медиагруппы «Россия сегодня» и телеканала RT Маргарита Симоньян высказала мнение, что задержанный во Франции Павел Дуров будет вынужден сотрудничать с западными силовиками.
«Все, кто привык пользоваться „телегой“ для чувствительных разговоров/переписок, должны прямо сейчас эти переписки удалить и больше так не делать», — заявила Симоньян.
Военный корреспондент Александр Коц, комментируя возможные последствия задержания Дурова, предположил, что для обычных пользователей мессенджера ничего не поменяется. Однако, по его мнению, отныне Telegram вряд ли можно считать безопасным инструментом для обмена информацией среди военных, в том числе в зоне СВО.
Запад вряд ли «отожмет» Telegram, однако может создать давление на платформу с целью получения нужных ему конфиденциальных данных и для того, чтобы платформа выбрала «сторону конфликта», заявил заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике Антон Горелкин.

Нужно ли создавать замену Telegram
Глава Совета по правам человека при президенте (СПЧ) Валерий Фадеев на фоне задержания Павла Дурова призвал внедрить в России отечественный мессенджер, неуязвимый для зарубежных спецслужб.
«Знаю, что были разработки, но реальных продуктов мы не видим. В условиях СВО и конфронтации с Западом считаю задачу по разработке такой платформы жизненно необходимой», — цитирует Фадеева Telegram-канал СПЧ.
В свою очередь советник комитета Государственной думы по экономической политике, промышленности и инновационному развитию Алексей Рогозин считает, что новый мессенджер пока не нужен.
«Для большинства пользователей на данный момент я не вижу никаких причин закрывать аккаунты в Telegram. Уверен, что, если у российских властей в ближайшее время появится информация о снижении уровня защищенности мессенджера, мы все об этом быстро узнаем», — написал он в своем канале.
По его мнению, вопрос сейчас сводится не к написанию новых программ, а к более широкому распространению опыта и уже имеющихся передовых решений защиты информации.
«Новый Telegram» — для кого его могут создать
Россия пошла по китайской модели, где существуют собственные IT-аналоги практически всех иностранных сервисов, пояснил NEWS.ru СЕО IT-компании Megacampus Григорий Аветов. Он предположил, что в обозримой перспективе в стране появится мессенджер, который станет привлекательным для всех русскоязычных пользователей.
«Прежде всего, это должно быть высокотехнологичное, мультиплатформенное решение. Проще говоря, востребовано современное, функциональное и удобное приложение. Второй фактор — гарантия безопасности и конфиденциальности. Третий — работа в строгом соответствии с законодательством России», — объяснил эксперт.
Бывший советник президента России, владелец компании LiveInternet Герман Клименко считает, что вытеснить Telegram из его ниши будет тяжело, он стал слишком популярен в России.

«Для примера, при существующем YouTube невозможно создать другой качественный стриминговый сервис, равно как и нельзя сделать еще одну хорошую „Википедию“», — отметил он в разговоре с NEWS.ru.
По его мнению, сейчас разумнее вести речь о том, чтобы создать специализированный мессенджер — например, для общения чиновников, военных.
«На мой взгляд, сегодня востребован нишевый продукт для „служебного пользования“. Профессиональные спортсмены в общественных бассейнах не тренируются. Сейчас же в Telegram „варятся“ все вместе: и госслужащие, и военные, и рядовые граждане», — объяснил Клименко.
Схожей точки зрения придерживается и публицист, основатель Telegram-канала «Толкователь» Павел Пряников.
«Какой смысл создавать национальный мессенджер, если есть уже два успешно действующих — WhatsApp и Telegram? Кто по собственной воле покинет их и перейдет в „сырой“ российский продукт? А если и перейдет, то там не будет его привычных горизонтальных связей и информации», — заявил в разговоре с NEWS.ru Пряников.
По его оценкам, российский мессенджер может занять какую-то часть этого рынка только при запрете и блокировке WhatsApp и Telegram.
«Он вполне может отвоевать себе „административную нишу“ по воле сверху — это коммуникация внутри ведомств, в том числе внутри служащих силовых органов, включая Минобороны. В целом речь может идти о 5–7 млн пользователей. Тут нужно согласиться с главной идеей такого спецмессенджера: не дело, когда силовики ведут коммуникации в зарубежных приложениях для общения, а тот же Telegram — тоже иностранная платформа, потому что никакие надзорные органы РФ не контролируют его», — заключил собеседник NEWS.ru.

Каким может быть новый российский мессенджер, который заменит Telegram
В России есть суперуспешный проект «Госуслуги», где все сделано для удобства пользователей, а контроль — максимально нативный и необременительный. Об этом NEWS.ru заявил генеральный директор коммуникационного агентства Actor Дмитрий Еловский. По его мнению, в случае с национальным мессенджером нужно понять, для чего он делается: чтобы освоить бюджетные деньги, чтобы защититься от западных спецслужб или чтобы сделать для россиян удобный сервис.
«От ответа на этот вопрос и будет зависеть результат. Логичнее всего делать национальный мессенджер в расчете на удобный сервис, связывать его с „Госуслугами“ и платежными системами, защищать от врагов — мошенников, иностранных спецслужб, воров и так далее», — пояснил собеседник NEWS.ru.
Создать российский мессенджер для того, чтобы он использовался определенными категориями граждан, например государственными служащими, не проблема, соглашается в разговоре с NEWS.ru зампред думского комитета по экономической политике Артем Кирьянов. Однако, продолжает он, было бы странно рассчитывать, что этот мессенджер будет прибыльным или популярным.
«А без этого, конечно, возникают вопросы по защите контента, поскольку только прибыльные форматы дают возможность обеспечивать безопасность внутренней информации на высоком технологическом уровне. Думаю, что какие-то искусственные форматы, конечно, можно пытаться создать, но они не будут пользоваться высоким спросом. Поэтому в течение нескольких лет не вижу возможности создать Telegram 2.0 или какой-то другой мессенджер, способный занять место „телеги“», — заключил Кирьянов.
Кто может заняться созданием нового мессенджера
Сейчас в России IT-отрасль распределена между несколькими гигантами: «ВКонтакте», «Газпром медиа», «Яндекс», Ozon, «Сбер», Т-Банк, «Лаборатория Касперского» и рядом других компаний, которые сформировали свои экосистемы, включающие сразу несколько сервисов, рассказал Григорий Аветов. По его словам, это и банковские услуги, и торговля, и аренда, и заказы товаров и услуг и многое другое.
«Эти сервисы комбинируются и взаимодействуют друг с другом с помощью единого ID, интерфейса. Поэтому, скорее всего, некое автономное решение нового многофункционального мессенджера может появиться в одной из таких технологических платформ», — рассказал он NEWS.ru.

По мнению Дмирия Еловского, для разработки новейшей платформы было бы целесообразно выделить успешную команду, которая имеет опыт реализации подобного проекта в крупной технологической компании вроде «Ростелекома», Росатома или в одном из подрядчиков Минцифры.
«Но самое главное — нельзя давать этой команде слишком много государственных денег. Это огромный рынок, он прокормит, средства нужны только для старта, и лучше, если это будут корпоративные деньги», — считает Еловский.
Экс-советник президента России Герман Клименко в беседе с NEWS.ru высказал мнение, чего можно ожидать создания аналога Telegram от компании «Яндекс».
По его словам, с точки зрения программного обеспечения проблем нет. «В России 60 или 70 компаний разработали мессенджер. Но дело не в функционале, а в наборе аудитории, не в разработке, а кто из игроков захочет поиграть в эту игру. Я бы ожидал чего-то такого от „Яндекса“. У него нет своего мессенджера, но можно было бы завести», — пояснил Клименко.
Читайте также:
Популярность Telegram возросла в ряде стран после задержания Дурова
IT-эксперт оценил, закроют ли навсегда Telegram после ареста Дурова
Задержание Дурова может ограничить работу Telegram в Евросоюзе
Военный эксперт раскрыл риски выдачи Дуровым ключей шифрования Telegram