В городе Купино Новосибирской области почти три года назад произошла трагедия — в местной больнице скончалась 12-летняя девочка. Диагноз в медицинской карте — гнойный менингит. За несколько дней до смерти Алине сделали прививку от клещевого энцефалита. Мать подозревает врачей в халатности, она настояла на проведении нескольких экспертиз. К делу подключился глава Следственного комитета Александр Бастрыкин. Вот только расследование постоянно затягивается. Третья экспертиза завершится, когда виновных уже невозможно будет привлечь к ответственности. Подробности дела — в материале NEWS.ru.
Как погибла девочка после прививки
Как рассказала NEWS.ru мать погибшей, в апреле 2022 года в классе Алины Морозовой (имя и фамилия изменены) проходила вакцинация от клещевого энцефалита. Девочка почувствовала себя плохо почти сразу после прививки. Она жаловалась на боль в месте укола, сильную слабость и сонливость. Ночью у ребенка поднялась температура до 39 градусов.
Через три дня девочке стало лучше. Она отправилась в школу. Но на уроке физкультуры у нее разболелась голова. Девочка плакала. Родители попросили старшую дочь забрать Алину, рассказывает мать девочки Наталья (имя изменено). Дома она не переставала плакать, ее несколько раз вырвало.
Приехавшие на вызов медики скорой помощи заверили семью, что у девочки обычное ОРВИ, однако мать настояла на госпитализации ребенка. В приемном покое врач предположила, что у Алины коронавирус. По словам матери, в палате девочка не могла даже сидеть. Наталья утверждает, что врач по прибытии в отделение спросила: «Она у вас терпеливая? Может, у нее просто истерика». Услышав ответ, что таких склонностей у ребенка нет, врач якобы сказала: «Сейчас поставим анальгин с димедрольчиком, и утром побежит домой». Кроме того, врач, по словам матери, дала медсестре указание поставить противорвотную капельницу, если у ребенка откроется рвота.
«При этом не спросили про аллергии, не сделали никакого рентгена, не обратили внимания на сильные головные боли, не взяли анализы, не завели историю болезни и карту ребенка, а просто поставили укол», — рассказывает женщина.
Из больницы Алина звонила домой. Она все так же жаловалась на слабость и головные боли.
Вечером 20 апреля с родителями связалась медсестра и сообщила, что ребенок находится в тяжелом состоянии в реанимации.

По словам матери, утром 21 апреля родители приехали в больницу, чтобы подготовить Алину к транспортировке в Новосибирск. Но к ним вышли врачи Купинской ЦРБ и сказали, что надежды выжить у ребенка нет.
«Сказали, что не ждите ничего хорошего, шансов у нашей дочери, чтобы выжить, никаких нет, так как они обнаружили менингит, стафилококк, прививку от клещевого энцефалита и иммунодефицит», — рассказала женщина.
Она отметила, что все 11 дней, которые девочка провела в реанимации, родителям обещали транспортировку в Новосибирск, но «кормили завтраками».
Врачи пытались скрыть следы?
В копии медицинской карты Алины обнаружилось множество исправлений, утверждает мать. Так, диагноз «серозный менингит» был исправлен на «гнойный». Кроме того, исправлено время поступления в медучреждение. Мать девочки уверена, что ребенка можно было спасти, а поправки сделаны для того, чтобы снять ответственность с медиков.
Как рассказала Наталья NEWS.ru, в Купинской ЦРБ пострадали и другие пациенты. По словам женщины, на больницу возбуждено несколько уголовных дел.
«Наш случай не первый, и я много раз писала об этом и в СК, и в прокуратуру Москвы. Пять уголовных дел возбуждено по факту смерти по неосторожности в этой ЦРБ», — сказала она.
NEWS.ru обратился в Купинскую ЦРБ, но там не смогли предоставить оперативный комментарий. В Следственном комитете России на наш запрос пока также не ответили.

Наталья пояснила NEWS.ru, что по делу о смерти ее дочери было проведено несколько экспертиз. Однако, утверждает женщина, все они проводились с нарушениями. Она рассказала, что отправляла многочисленные жалобы депутатам Госдумы, а также на имя президента РФ Владимира Путина. После этого, в 2024 году, все же была проведена экспертиза медицинской карты ребенка, несмотря на то что до следователя раньше неоднократно доводилась информация о предполагаемой фальсификации.
«В нашем деле поменялся уже четвертый следователь, мы много с адвокатом писали и отводов, и ходатайств, и жалоб, но нам отказывают. Совсем недавно писала жалобу президенту», — рассказала мать девочки.
Адвокат пострадавшей медицинский юрист Екатерина Батурина в разговоре с NEWS.ru пояснила, что следователи отказывали в проведении экспертизы медицинской карты, поскольку копия, выданная на руки, отличалась от оригинала. Когда экспертизу все же провели, ее выводы должны были оценивать эксперты.
«Поэтому даже ранее проведённые экспертизы — это зря потраченное время», — объяснила юрист.
Есть ли шансы добиться правосудия
Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин дважды требовал доклад по делу Алины Морозовой. Однако местные следственные органы не торопятся с расследованием. 31 октября 2024 года срок предварительного следствия по уголовному делу был продлен на полгода, об этом говорится в письме, поступившем на имя Натальи от регионального управления СКР (есть в распоряжении NEWS.ru).
«Дело возбуждено по ст. 109 УК РФ, срок давности привлечения виновных — два года со дня наступления смерти, то есть они уже истекли. Ст. 238 УК РФ декриминализовали Госдумой, хотя вполне подходит по данному случаю, поскольку обращений в органы от родственников умерших в этой клинике людей было не несколько, а больше. То есть есть основания полагать, что клиникой оказывается некачественное лечение, приводящее к тяжелым последствиям и смерти», — объяснила NEWS.ru Батурина.

По ее словам, сроки истекают не по вине потерпевших, а из-за проведения экспертиз лицами, не обладающими специальными познаниями.
«Грубо говоря, кардиолог оценивает стоматологию. Сроки повторных экспертиз выходят за все рамки разумных сроков. По данному делу, которое на контроле у главы СК, это только 2027 год», — рассказала юрист.
Она назвала эту ситуацию особенно наглядным примером того, как потерпевшая делает все возможное и невозможное, но виновные уходят от ответственности. По ее словам, чтобы получить компенсацию, нужна грамотная экспертиза, своевременное и качественное расследование дела.
«В данном деле, если руководство СК РФ обратит внимание на жалобы всех потерпевших по данной клинике, где ранее судом было выявлено нарушение лицензионных требований, и это есть в открытом доступе, то можно ставить вопрос о привлечении должностных лиц по статье о халатности. В настоящее время расследование продолжается. Контроль руководства СК РФ не должен быть формальным, а реальным», — резюмировала Батурина.
Может ли прививка привести к летальному исходу?
Любая вакцинация является вмешательством в организм, поэтому вероятность осложнений после прививки есть, рассказала NEWS.ru врач-педиатр высшей категории кандидат медицинских наук Марина Мамаева.
«Прививка может спровоцировать все что угодно, и это настолько непредсказуемо, что даже в самих сертификатах на вакцины заложен определенный процент побочных действий, осложнений, в том числе достаточно серьезных осложнений, вплоть до летального исхода», — отметила эксперт.
По ее словам, в истории с Алиной необходимо разбираться, в том числе нужно понимать, в каком состоянии был организм девочки перед вакцинацией. Кроме того, врач обратила внимание на то, что ребенок занимался физкультурой и не получил медотвода после болезни.

«Почему девочка была на физкультуре? Это физическая нагрузка для ребенка, который еще не вышел из периода реконвалесценции после ОРВИ, если уже ей ОРВИ ставили», — задалась вопросом Мамаева.
Кроме того, медик заявила, что перед вакцинацией необходимо проводить хотя бы минимальное обследование.
«Любая прививка — это есть вмешательство во внутреннюю среду организма ребенка. Перед прививкой необходимо минимальное обследование, минимальный хотя бы анализ крови и мочи. Были ли они сделаны? Вдруг ребенок находился в каком-то продромальном состоянии, то есть состоянии предболезни. А ей взяли и прививку сделали, и одно на другое наложилось», — предположила медик.
Читайте также:
Пьяная женщина устроила скандал и стрельбу в больнице Красноярского края
Близким нельзя, а священникам — можно? Новые законы в больницах с марта
Врачи скорой помощи бросили больную пенсионерку в подъезде после осмотра