«Потеря заработка порядка 50%»: что происходит в закрытых аэропортах
Тысячи работников авиаотрасли в России оказались в вынужденных отпусках из-за паралича системы воздушного транспорта

Росавиация в 15-й раз с начала спецоперации РФ на территории Украины продлила режим ограничения полётов в международных аэропортах 11 городов юго-запада РФ. Эти меры будут действовать до 31 мая и с высокой долей вероятности их в очередной раз продлят. В связи с этим и из-за ограничения авиарейсов из других стран на фоне санкций тысячи работников наземных служб, а также авиадиспетчеры находятся в режиме вынужденного простоя, получая неполную часть зарплаты. Часть сотрудников, столкнувшихся со снижением доходов, а также поддерживающие их интересы независимые профсоюзы обращаются в суды, потому что полагают незаконными изменения порядка оплаты труда. Нововведения уже приводят к увольнениям специалистов, а в перспективе грозят самыми тяжёлыми последствиями для отрасли. Подробности — в публикации NEWS.ru.
Незакрытое небо
Росавиация 24 мая до конца месяца продлила ограничения полётов в аэропортах Анапы, Белгорода, Брянска, Воронежа, Геленджика, Краснодара, Курска, Липецка, Ростова-на-Дону, Симферополя и Элисты. Из-за этого многих сотрудников разных служб данных аэропортов (а в связи с закрытием для российской авиации неба над Европой и Северной Америкой из-за происходящего на Украине — и других аэроузлов), а также лётный состав отправили в вынужденный простой.
О том, что происходит в отрасли, NEWS.ru сообщил руководитель правового департамента Конфедерации труда России Олег Бабич. По его словам, авиадиспетчеры и другие сотрудники центров управления воздушным движением, которые имеются при каждом аэропорте, в 11 указанных городах «практически все отправлены в простой по независящим от работников и работодателей причинам».

По закону простой должен быть временным, но, как отмечает Бабич, никаких ограничений по его продолжительности нет. Поэтому чаще всего работодатели выпускают приказ, например, о введении такого режима на два месяца, а когда этот срок истекает, издают новое аналогичное распоряжение ещё на какой-либо срок. И так может повторяться сколько угодно, если есть такая необходимость.
К тому же работодатель имеет право обязать сотрудника, находящегося в простое, присутствовать на рабочем месте, но может и указать в приказе, что есть право находиться дома. При этом, если речь идёт о простое по независящим от работодателя и работника причинам, за сотрудником остаётся право на оплачиваемый отпуск, а также у него продолжается стаж.
Однако многие авиадиспетчеры полагают, что их отправили в длительный простой незаконно. К тому же они столкнулись с серьёзным снижением доходов, потому что данный режим предусматривает выплату лишь двух третей от оклада, но, по словам Олега Бабича, «потеря заработка у них порядка 40–50%». В связи с этим сотрудники авиаотрасли готовятся бороться за свои права.
К нам обращались сотрудники, которые занимаются управлением воздушным движением в некоторых из 11 городов, где аэропорты приостановили работу. В их случае не очень понятны основания, по которым их отправили в простой. На наш взгляд, введение простоя по независящим от работника и работодателя причинам не является обоснованным. Ни работники, ни представители профсоюзов до сих пор в глаза не видели соответствующего указания органов государственной власти о закрытии воздушного пространства в этих районах — указа президента, председателя правительства или министра транспорта. Есть просто некое внутреннее решение прекратить полёты, то есть информация от Росавиации, опубликованная на сайте, которая не является юридическим документом. Поэтому мы считаем, что если и объявляется простой, то он должен быть по вине работодателя, который должен выплачивать немного другие деньги работнику, нежели по независящим причинам.
Олег Бабич — руководитель правового департамента Конфедерации труда России
Также он отметил, что 100 млрд рублей, выделенные на поддержание гражданской авиации РФ, «никаким образом не коснулись предприятия, оказывающего аэронавигационные услуги». А Росавиация, по словам Ковалёва, «продолжает обязывать ГК по ОрВД заключать договоры на установку дополнительного, зачастую дублирующего, оборудования». По мнению главы ФПАД, спасти госпредприятие позволит повышение «в два — четыре раза» ставок за аэронавигационное обслуживание, а также открытие воздушного пространства РФ для иностранных компаний, выполняющих транзитные рейсы и возобновление деятельность части аэропортов на юге страны для восстановления авиаперевозок в курортный сезон.
Как писал NEWS.ru, уже в начале марта работники гражданской авиации стали испытывать трудности. Тогда же эксперты прогнозировали, что закрытие неба западных стран для российских перевозчиков, а также запрет на поставки, лизинг, обслуживание и страхование самолётов грозит долгосрочной стагнацией отрасли из-за невозможности оперативного разворачивания производства отечественных воздушных судов и зависимости от иностранных производителей.