В эксклюзивном интервью NEWS.ru главный внештатный специалист — пластический хирург Министерства здравоохранения РФ доктор медицинских наук, профессор Наталья Мантурова подвела итоги непростого 2020 года, а также рассказала о росте цен на популярные косметические операции, прорывных технологиях и импортозамещении в пластической хирургии.
— Каким стал 2020 год для пластической хирургии?
— В условиях пандемии мы наблюдаем значительное снижение на рынке эстетических операций. Те клиники, которые фокусировали свою деятельность только на эстетических операциях, пострадали больше других. Вместе с тем медицинские организации, которые перепрофилировали свою деятельность или изначально были многопрофильными, смогли не только выстоять в условиях пандемии, но и нарастить объём предлагаемых услуг.
Кроме того, этот год позволил нам совершить большой шаг — был утверждён профессиональный стандарт врача — пластического хирурга, что создало обширное правовое поле для современного и профессионального регулирования деятельности данной профессии. Следующим этапом будет создание клинических рекомендаций по каждому из направлений пластической хирургии.
Также мы активно занимаемся включением целого ряда пластических операций в программы ОМС. Даже в обычных условиях это непростая задача, требующая много сил и времени. В настоящее время ситуация осложняется в связи с пандемией COVID-19.
— Ощущается ли кадровый голод в вашей специализации?
— В настоящее время в пластической хирургии нет дефицита кадров. Скорее даже наоборот, из-за популярности специальности сейчас ежегодно на рынок выпускается больше пластических хирургов, чем нужно в отрасли. И это один из вопросов, который нам предстоит отрегулировать.
При этом высокопрофессиональных врачей — пластических хирургов, врачей занимающихся наукой и преподаванием, не хватает. Мы прилагаем много усилий по подготовке именно таких специалистов.
— В июне 2018 были реализованы проверочные мероприятия и принято решение об ужесточении требований по оказанию медпомощи по профилю «пластическая хирургия», что привело к отзыву лицензий у ряда клиник. Как за два года отразилась эта мера на пациентах? Есть ли статистические данные о закрытых клиниках пластической хирургии?
— По данным Росздравнадзора на 23 ноября 2020 года, прекращена лицензия 4 клиник. Для сравнения: в 2019-м таковых было 13. Это означает, что абсолютное большинство клиник пересмотрели своё оснащение в соответствии с новым порядком и сохранили лицензии на оказание медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия». При этом можно утверждать, что качество оказания медицинской помощи, безусловно, возросло. В результате повышается безопасность наших пациентов, уменьшается риск осложнений и, как следствие, судебных разбирательств.

— Как клиники пластической хирургии справляются с повышением цен на расходные материалы?
— Цены на расходные материалы выросли, но не в разы. Это незначительно сказалось на общем удорожании стоимости пластических операций. Например, расходные материалы в пластической хирургии подразделяются на два основных подтипа. Первый: материалы, используемые в каждой операции, проще говоря, «расходка». В нее входят халаты, простыни, шовный материал и прочее.
Второй: дорогостоящие материалы, такие как импланты и эндотины, которые используются не в каждой операции и составляют значимую её стоимость.
Повышение цен на импортные товары объясняется изменением курса валют. Из-за этого импортная продукция подорожала значительнее отечественной — на 50% относительно 30% по отечественной.
Конечно, рост цен на расходные материалы не мог не повлиять на удорожание пластических операций, ведь увеличилась их себестоимость. Если учитывать только расходные материалы, то из-за этого на операции основных направлений — блефаропластика, ринопластика, маммопластика и face lifting — цены поднялись в целом на 14%, что значительно меньше повышения цен на расходные материалы.
— А есть ли возможность качественного импортозамещения в пластической хирургии?
— Безусловно. В некоторых направлениях импортозамещение развито лучше, в некоторых — хуже. Мы по возможности стараемся способствовать импортозамещению. С одной стороны, стараясь использовать в своей работе изделия отечественного производителя. С другой стороны, в некоторых областях (например, увеличение или изменение формы молочных желёз) мы всегда предлагаем пациенткам возможность выбрать между более дорогими зарубежными имплантами и конкурентоспособными отечественными аналогами. Стоимость отечественной медицинской техники, сопоставимой по качеству с зарубежными аппаратами, может быть ниже в несколько раз (как и стоимость расходных материалов к ней).
Импортозамещение касается не столько использования медиками оборудования и материалов, сколько возможности производить в России достойные конкурентоспособные аналоги. Из уникальных разработок стоит отметить первый российский полноформатный цифровой маммограф, этот аппарат предназначен для получения объёмного изображения молочной железы.
— По данным статистики, самые популярные операции на Западе — увеличение груди, липосакция и блефаропластика. А какие процедуры пользуются популярностью у нас?
— Официальных статистических данных по этим операциям нет, но тренды в нашей стране сильно не отличаются от общемировых. Все эти перечисленные виды оперативного вмешательства также популярны среди наших соотечественников. Помимо этого, часто выполняются омолаживающие операции на лице и шее, пластика живота, мастопексия и другие.
— Какие прорывные технологии ждут в ближайшем будущем россиян, которые хотят в любом возрасте хорошо выглядеть?
— Об этом мы будем говорить на итоговом отраслевом мероприятии — IX Национальном конгрессе «Пластическая хирургия, эстетическая медицина и косметология», в котором примут участие 4000 специалистов. Если вкратце, то медицина становится высокотехнологичной, основываясь на глубоких знаниях биологии, генетики, анатомии и так далее. Пластический хирург должен знать и умело применять новые знания в своей повседневной практике.
Например, пластические хирурги, косметологи давно работают с жировой тканью как с материалом, позволяющим корректировать внешность человека, и одним из интересных направлений является изучение биологических свойств клеток жировой ткани человека. Знания о жировой ткани дают нам много информации о старении, о возможных осложнениях при имплантации молочных желёз и даже о лечении COVID-19.
Задачи, над которыми мы продолжим работать, — решение проблемы дефицита доступных трансплантатов, что очень поможет в реконструктивной пластической хирурги, усовершенствование клеточных технологий, персонифицированного подхода по восстановлению целостности клеток. Этому в немалой степени будет способствовать внедрение инструментов искусственного интеллекта в работу косметологов и пластических хирургов.