В России впервые зафиксирован миграционный отток, следует из опубликованных Росстатом данных по итогам января — августа 2022 года. Правда, как оказалось, это никак не связано с отъездом россиян из страны после 24 февраля. Как объяснил NEWS.ru демограф Алексей Ракша, это следствие прошлогоднего послабления властей, которые из-за пандемии разрешили иностранцам законно находиться в стране ещё полгода. По истечении этого срока мигранты «либо уехали, либо система их сняла с учёта автоматически». При этом подсчитать точное количество уехавших из-за происходящего сложно — в публикуемую статистику они почти не попадают. О том, почему данные Росстата не отражают нынешние волны эмиграции и как в будущем можно будет оценить их масштабы, — в материале NEWS.ru.
Миграция и эмигранты
Впервые за несколько лет в РФ в этом году наблюдался и миграционный отток, который составил 73,9 тысячи человек. Об этом говорится в недавно опубликованном докладе Росстата «Социально-экономическое положение России». Для сравнения: в 2021 году наблюдался приток 161 тысячи человек.
По данным статистического ведомства, за первые семь месяцев 2022 года число мигрантов в России сократилось на 159,1 тысячи человек, или на 7,9% по сравнению с предыдущим годом. А число выбывших из РФ увеличилось на 245,5 тысячи человек, или в 2,2 раза, как за счёт эмигрантов в страны СНГ (на 215,4 тысячи человек, или в 2,2 раза), так и в страны дальнего зарубежья (на 30,1 тысячи человек, или в 2,3 раза). При этом, как отмечают в Росстате, с начала 2022 года отмечается уменьшение миграционного прироста со всеми государствами — участниками СНГ.
В региональном разрезе в январе — июле 2022 года миграционная убыль была наиболее высокой в Москве (где год назад, наоборот, наблюдался традиционный миграционный прирост), Томской области, Приморском крае, Белгородской области, Петербурге, Иркутской области, Омской области, Саратовской области, Алтайском крае и Якутии.
Эти цифры для NEWS.ru объяснил демограф, бывший аналитик Росстата Алексей Ракша.

Миграционная убыль в 2022 году — это статистический артефакт, в прошлые годы такого не было. Минусовое значение, приводимое Росстатом, связано с тем, что в июне 2021 года на фоне пандемийных ограничений и закрытых границ президент издал указ, по которому иностранцам разрешили находиться в стране без штрафных санкций и не сниматься с регистрационного учёта ещё полгода. Таким образом, за вторую половину 2021 года примерно 205 тысяч человек, которые должны были уехать из страны, остались либо не снялись с регистрационного учёта по месту пребывания. А в первой половине 2022 года они либо уехали, либо система их сняла с учёта автоматически. Соответственно, если мы из миграционного прироста прошлого года отнимем 205 тысяч и прибавим к первому полугодию этого, то получим среднестатистический уровень миграционного сальдо, наблюдаемого в РФ не первое десятилетие, — сказал Ракша.
В этот «статистический артефакт» не попали те россияне, которые стали массово покидать страну после 24 февраля из-за происходящего на территории Украины. С их статистическим учётом для последующего изучения происходящего в обществе имеется большая проблема из-за закрытости данных, объясняет Алексей Ракша.
По его словам, существует две области миграционной статистики — краткосрочная и долгосрочная. В краткосрочную статистику входит число перемещений граждан через границу РФ по данным пограничной службы ФСБ.
Например, если человек за один квартал съездил отдохнуть в Египет, потом в Турцию, а потом к бабушке в Казахстан, то в статистике выбытий за квартал он отразится три раза как выезжавший за рубеж. Но информация о пересечении границы россиянами по возвращении в РФ нигде не публикуется. Точно так же погранслужба ФСБ даёт статистику о пересечении границы иностранцами на въезд, а статистики по их выездам из страны не публикует. То есть мы не можем подбить сальдо из-за отсутствия в открытом доступе статистики обратных потоков, — сообщил Ракша.

В долгосрочную статистику миграции гражданин РФ попадает, если он приходит в уполномоченные органы и снимается с учёта. Но, как отмечает демограф, «практически все из тех, кто экстренно, и меньшинство из тех, кто планово уезжает из РФ, так не делают».
По статистике зарубежных стран, куда уезжают россияне на ПМЖ, количество таких приехавших к ним в несколько раз выше, чем количество уехавших из РФ по нашей статистике, которая сильно занижена. Даже до 24 февраля разница между реальным положением и официальными данными составляла до 100 тысяч каждый год. И если сложить информацию Евросоюза, США, Канады, Израиля, государств СНГ и других стран, то цифра прибывших к ним на ПМЖ россиян будет в разы выше, чем данные о выехавших на ПМЖ, которые даёт МВД, а затем публикует Росстат, — констатирует Ракша.
Поэтому, предполагает он, «скорее всего, мы не увидим всплеск убытия россиян в феврале — марте и сентябре 2022 году в статистике долгосрочной миграции и нам придётся по крупицам собирать информацию из статистики Казахстана, Грузии, Финляндии, Белоруссии, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Турции, Израиля и других стран». А в данных Росстата можно «увидеть небольшой подскок в марте, но он совершенно не отражает реального числа уехавших из страны».
К тому же, добавил собеседник NEWS.ru, человек часто не понимает, надолго ли он уехал или нет, и даже поэтому он не снимается с регистрационного учёта. Большинство людей, по мнению Ракши, рассчитывает вернуться, но не знают когда. Да и те, кто не собирается обратно, «всё равно не выписывается с места постоянного жительства почти никогда».
Эхо волны
По оценкам Росстата, численность постоянного населения РФ на 1 августа 2022 года составила 145,1 млн человек. С начала года численность населения сократилась на 475,5 тысячи человек, или на 0,32%. При этом за аналогичный период 2021 года этот показатель уменьшился на 351,5 тысячи человек, или на 0,24%.
В январе — июле 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года в России отмечалось снижение числа родившихся (в 81 субъекте РФ) и числа умерших (в 78 субъектах). В целом по стране в январе — июле 2022 года число умерших превысило число родившихся в 1,5 раза (в январе — июле 2021 года — в 1,6 раза), в 59 субъектах РФ это превышение составило 1,5–2,9 раза. Естественный прирост населения в январе — июле 2022 года зафиксирован в 12 субъектах РФ (в январе — июле 2021 года — в 11 субъектах), — говорится в докладе.
Естественная убыль населения в РФ за первые семь месяцев этого года составила 401,6 тысячи человек, при этом за аналогичный период 2021-го этот показатель был выше — 512,5 тысячи, следует из данных Росстата.
Уменьшение естественной убыли населения связано только с тем, что «омикрон» гораздо мягче «дельты», из-за чего в этом году не было такой страшной волны коронавируса, как в октябре 2021 года, когда наблюдалась катастрофическая смертность. С апреля по середину августа 2022 года уровень смертности был низким, а в июле — рекордно низким. При этом число родившихся снизилось на 6–7%, а это достаточно ощутимо, это означает снижение рождаемости на 1 женщину на 3–4% до 1,44–1,45. А если при этом естественная убыль снизилась, то значит, число умерших снизилось ещё сильнее, чем родившихся, — объяснил демограф Алексей Ракша.

По данным Росстата, регионы, продемонстрировавшие наиболее высокую убыль населения, повторяли общероссийскую картину с некоторым смягчением тренда. По абсолютным цифрам сокращение жителей наблюдалось в Ростовской области, Подмосковье, Краснодарском крае, Нижегородской, Самарской и других областях.
При этом наиболее высокий демографический рост по тому же принципу продемонстрировали почти те же субъекты, которые росли в прошлом году: Дагестан, Чечня , ХМАО, Ингушетия, ЯНАО, Тува, Якутия.
Однако, как подчёркивает Алексей Ракша, «ни в коем случае нельзя использовать абсолютные числа естественной убыли и прироста населения в регионах, потому что они напрямую связаны с численностью населения региона, а у всех регионов разная численность, возрастная структура и демографическая ситуация». Он считает необходимым «хотя бы для начала анализировать ситуацию по коэффициенту убыли / прироста на 1000 человек, и тогда в лидерах по убыли будут совсем другие субъекты».
Действительно, в докладе Росстата при применении коэффициента естественного прироста или убыли населения на 1000 человек в топ-10 по сокращению выходят другие регионы. В этом случае «чемпионами» по вымиранию стали регионы Центрального и Северо-Западного федеральных округов: Тульская, Тверская, Смоленская, Псковская, Владимирская, Тамбовская, Рязанская, Новгородская, Курская и Ивановская области.

Впрочем, по расчётам Алексея Ракши топ-10 по коэффициенту убыли населения на 1000 человек выстраивается несколько иной: Смоленская, Псковская, Тверская, Орловская области, а также Карелия, Тульская, Владимирская, Тамбовская, Ивановская и Новгородская области.
Эти данные отличаются от тех, что приводит Россстат, потому что я использую в расчётах численность населения по переписи населения 2021 года, а они почему-то до сих пор оперируют устаревшими данными, — комментирует специалист.
По словам Алексея Ракши, субъекты центральной и северо-западной части Европейской России стали лидерами по естественной убыли населения не сегодня, а ещё в СССР после Второй мировой войны. Тогда ещё везде был естественный прирост, но в этих областях он был наименьшим. Оттуда, как объясняет демограф, «много десятилетий, если не столетий, идёт отток молодёжи в Москву или Петербург, которые к несчастью для этих областей оказались с ними по соседству». В итоге в этих регионах доля молодых, в том числе женщин меньше, а стариков — больше.
Демографически растущими субъектами по показателю прироста на 1000 человек в докладе Росстата оказались почти те же субъекты, что и в абсолютном выражении, только в другом порядке. Это Чечня, Ингушетия, Тува, Дагестан, ЯНАО, ХМАО, Якутия, Республика Алтай и Кабардино-Балкария. Десятое место в этом рейтинге занял Ненецкий автономный округ вместо Тюменской области, замыкавшей топ-10 регионов по общим цифрам прироста.
Регионы с приростом населения — это в основном национальные окраины с высокой рождаемостью. А мы из переписей населения знаем, что рождаемость у русских одна из самых низких среди всех национальностей на протяжении многих десятилетий, — пояснил Алексей Ракша.
По его словам, в республиках Северного Кавказа «до сих пор сохраняются традиционные типы воспроизводства населения». Но в Дагестане рождаемость, как предполагает Ракша, снижается, хотя она «заметно выше, чем в целом по стране, и выше, чем по официальным данным — где-то в среднем немного больше двух детей на женщину». Ингушетия, по мнению собеседника NEWS.ru, «занимает первое место по рождаемости в стране (там естественный прирост, видимо, почти вдвое выше, чем по официальной статистике, потому что истинная численность населения республики, скорее всего, очень сильно завышена), а Чечня — второе».