В российском праве — прецедент: после отказа обычных судов Верховный суд встал на сторону человека, который подал иск к банку из-за звонков с рекламой. Это означает, что теперь шансы не только наказать спамеров, но и заработать, существенно выросли. О том, как подавать такие иски и на какие суммы можно рассчитывать, расскажет NEWS.ru.
Как россиянин добился успеха в борьбе со спамерами
Недавно Верховный суд (ВС) рассматривал дело москвича, с которым связывался по телефону банк «Русский Стандарт», предлагавший оформить кредит, хотя мужчина даже не его клиент. Москвич направил банку письменную претензию с просьбой прекратить, но звонки продолжились. И тогда мужчина подал в суд. В своем иске он указал, что спамеры отвлекали его от различных дел, доставляли сильное беспокойство и даже причиняли нравственные страдания. Он потребовал компенсацию морального вреда на сумму в 5 тыс. рублей.
Банк объяснил звонки ошибкой, по которой номер россиянина попал в список клиентов, давших согласие на получение рекламы. Суды трех инстанций встали на сторону «Русского Стандарта», но ВС признал, что вина банка в причинении морального вреда все же подразумевается, пока не доказано обратное, и обязал предыдущие инстанции пересмотреть дело.
«Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной связи, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы», — говорится в постановлении Верховного суда. Там же отмечается, что распространитель рекламы после получения требования прекратить сразу же обязан это сделать.

Что изменилось после решения Верховного суда о спам-звонках
Старший преподаватель департамента правовых дисциплин Университета «Синергия» Наталья Пшеничникова в беседе с NEWS.ru отмечает, что решение о праве на компенсацию морального вреда за спам-звонки является важным шагом в защите прав граждан. «Оно подчеркивает обязанность рекламодателей прекратить навязчивые звонки после получения соответствующего требования. Это решение может повысить ответственность компаний за повторяющуюся рекламу и обеспечить гражданам возможность требовать компенсации за причиненный вред», — говорит она.
После постановления ВС шансы на выигрыш дела увеличились, поскольку вина компании предполагается, пока не доказано обратное, добавляет Пшеничникова.
Впрочем, говорит в свою очередь партнер ООО «Правовая группа» адвокат Владимир Шалаев, положительный итог в пользу истца маловероятен, ведь зачастую звонят агенты, а не сотрудники банков. «Не столь сложно определить ответчика, сколь доказать, что звонок был именно от него», — указывает он NEWS.ru.

Как подавать иск за спам-звонки и на какие суммы рассчитывать
Пшеничникова поясняет: нужно подготовить иск о компенсации морального вреда. В качестве обоснования взыскания можно привести:
- нарушение спокойствия. Постоянные звонки спамеров могут создавать беспокойство и вызывать раздражение, что может быть признано основанием для назначения выплаты;
- психологическое воздействие. Если звонки вызывают тревогу или стресс, это может быть рассмотрено как моральный вред.
Иск подается в суд общей юрисдикции по вашему месту жительства. «Сумма иска определяется индивидуально, исходя из личной оценки пострадавшего лица. Например, в рассмотренном в Верховном суде деле сумма компенсации морального вреда составила 5 тыс. рублей», — говорит она.
В свою очередь Шалаев полагает, что можно запрашивать сумму от 1 тыс. до 15 тыс. рублей. При этом с проигравшей стороны также всегда взыскиваются судебные расходы. А это и пошлина, и траты на юристов, но последние суд может снизить по своему усмотрению до «разумных пределов». Расходы на оплату пошлин можно включить в сумму иска, добавляет Пшеничникова.

Стоит ли подавать на спамеров в суд
У некоторых юристов есть и альтернативное мнение. Генеральный директор юридической компании «Митра» Сослан Каиров в беседе NEWS.ru иронизирует: «Войны, кризисы, инфляция… Но настоящая трагедия нашего времени — это, конечно же, звонок с навязчивой рекламой. Как после такого жить? Только в суд с иском о компенсации морального вреда, чем больше, тем лучше!»
Каиров отмечает, что, хотя позиция ВС весьма интересна, выбор между перегрузкой судов бессмысленными делами и игнорированием звонков с незнакомых номеров очевиден. Также навязчивого абонента можно заблокировать — это будет лучшим решением, говорит Каиров.
Как еще защитить себя от телефонных спамеров и мошенников
Для защиты от нежелательных звонков можно завести сразу несколько телефонных номеров, посоветовала ранее читателям NEWS.ru старший управляющий партнер юридической компании PG Partners Полина Гусятникова. Так она прокомментировала данные о том, что мошенники начали использовать для обмана россиян недавно заработавший самозапрет на кредиты. По мнению юриста, один из номеров можно использовать для работы, другой — для личного пользования, а третий — для покупок в интернете и курьерских служб.
По словам эксперта, когда на вас пытаются оказать давление по телефону, нужно сразу положить трубку. Она отметила, что вступать в диалог с теми же мошенниками ни в коем случае нельзя, даже если существует уверенность в возможности их «перехитрить».
Также очень важно получать достоверную информацию обо всех новых схемах злоумышленников из СМИ, чтобы отличать правду от мошеннических уловок, добавила юрист. Для этого стоит как минимум следить за новостями, уточнила она.
Читайте также:
Надоели назойливые звонки? Вот способы «заткнуть» спамеров
Мошенники массово клонируют банковские карты россиян: как защитить себя
Что делать, если мошенники не только просят, но и дают вам деньги
Как мошенники воруют деньги с помощью банковских приложений: способы защиты
Мошенники забудут ваш номер телефона: несколько простых действий