08 мая 2025 в 01:00

Крах «тысячелетнего» рейха: как Германия подписала акт о капитуляции

Подписание акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Георгий Жуков и Артур Теддер, 8 мая 1945 года Подписание акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Георгий Жуков и Артур Теддер, 8 мая 1945 года Фото: Георгий Петрусов/РИА Новости

8 мая 1945 года в в берлинском предместье Карлсхорст был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Ее приняли маршал Советского Союза Георгий Жуков и заместитель главнокомандующего союзными экспедиционными силами в Европе маршал Артур Теддер. Как проходила эта церемония и что предшествовало подписанию документа — в материале NEWS.ru.

Ялтинская конференция

В феврале 1945 года, когда скорый крах Третьего рейха становился все более ощутимым, в Крыму состоялась встреча глав ведущих стран антигитлеровской коалиции, так называемой большой тройки: СССР, Великобритании и США. Она вошла в историю как Ялтинская конференция. Уинстон Черчилль, Франклин Рузвельт и Иосиф Сталин обсуждали послевоенное устройство Германии.

Согласно их плану, страну должны были разделить на четыре зоны оккупации: советскую, британскую, американскую и французскую. Несмотря на капитуляцию Франции перед Германией в самом начале Второй мировой войны, этому государству решили выделить зону из экономических соображений. Союзники хотели сэкономить на содержании войск и снабжении мирного населения.

«На мой взгляд, это в некотором роде дань традиции. Союзники думали о послевоенном мире, хотели утешить Францию за ее унижение. Это было воспоминание о ее роли в победе в Первой мировой войне и утешительный приз Шарлю де Голлю. Хотя Франция этого не заслуживала», — отметил в беседе с NEWS.ru историк Владимир Симиндей.

Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав, 4–11 февраля 1945 года Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав, 4–11 февраля 1945 года Фото: РИА Новости

Среди других вопросов Ялтинской конференции были выплата Германией репараций и создание ООН. Союзники подтвердили приверженность принципу, что война будет идти вплоть до безоговорочной капитуляции нацистов. Однако это не помешало Вашингтону и Лондону вести двойную игру.

Попытка сепаратной капитуляции

В 1945 году в правящих кругах США и Великобритании росли опасения относительно послевоенного усиления СССР. Одним из возможных решений этой проблемы они видели сохранение Германии в качестве противовеса коммунистам. В США и Британии считали, что нацисты были сильно ослаблены и подчинились бы их воле.

Немецкая пропаганда и дипломатия предпринимали шаги для усиления антисоветских настроений. В Берлине надеялись на заключение сепаратного мира с Вашингтоном и Лондоном. В феврале 1945 года обергруппенфюрер СС Карл Вольф получил от Гитлера устное одобрение на вступление в контакт с представителями союзников. Ему удалось договориться о встрече 8 марта с Алленом Даллесом, возглавлявшим американское Управление стратегических служб (прообраз ЦРУ) в Швейцарии.

Переговоры получили кодовое название «Санрайз» (британский вариант — «Кроссворд»). Страны хотели договориться об отводе нацистских войск в юго-западную часть Германии и предоставлении армии союзников свободного доступа к Северной Италии и Австрии. Главнокомандующий союзными войсками в районе Средиземного моря фельдмаршал Харольд Александер полагал, что это могло стать предпосылкой для прекращения боевых действий на других фронтах.

Танковая бригада советских войск Танковая бригада советских войск Фото: Израиль Озерский/РИА Новости

Однако о переговорах узнала советская «верхушка». В конце марта Народный комиссариат иностранных дел разослал американскому и британскому послам письма, в которых указывал на недопустимость такого поведения, отметив, что оно не способствует сохранению доверия между союзниками. В апреле Рузвельт направил Сталину письмо, в котором подчеркнул, что не должно быть взаимного недоверия и незначительные недоразумения такого характера не должны возникать.

«Нацистская дипломатия и разведка всячески пытались углубить разногласия, которые существовали между союзниками. К сожалению, ранняя смерть Рузвельта способствовала усугублению этих противоречий. Но грамотная работа советского руководства способствовала приведению в порядок межсоюзнических отношений», — объяснил Симиндей.

Гитлер не имел никакого отношения к переговорам. Вольф не отчитывался о своих действиях руководству, из-за чего в середине апреля был вызван в Берлин, где получил от фюрера выговор. Руководитель нацистской Германии делал ставку на победу, отметил Симиндей. По его словам, в ближайшем окружении Гитлера обсуждали возможное будущее столкновение армий СССР и союзников, но серьезно к этому никто не относился.

«Это были общие размышления в его (Гитлера. — NEWS.ru) окружении. У него до последнего были мистические представления, что так же, как русские отбросили немцев у Москвы и пошли в наступление до Берлина, немцы соберутся, каким-то чудом опрокинут нашу армаду и перейдут в атаку», — добавил историк.

Смерть Гитлера и переход власти в Германии

20 апреля рейхсминистр внутренних дел Генрих Гиммлер и вице-канцлер Германии Герман Геринг покинули Берлин, чтобы с помощью своих связей договориться за спиной у фюрера о сепаратном мире. Однако они потерпели неудачу.

Адольф Гитлер Адольф Гитлер Фото: Scherl/Global Look Press

Немецкие войска терпели поражение на подступах к Берлину. 28 апреля Гитлер узнал, что в Италии был пойман и казнен Бенито Муссолини. Опасаясь такой же участи, 30 апреля фюрер покончил с собой. Перед этим он написал своего рода политическое завещание, в котором назначил преемником главнокомандующего военно-морским флотом Карла Дёница.

Новый глава Германии попытался претворить в жизнь план капитуляции на Западном фронте, но с учетом позиции союзников сделать это не представлялось возможным. Тогда был принят план «капитуляции по частям» через отдельные группы армий. Впрочем, судьба Третьего рейха к тому времени была уже предрешена, отметил Симиндей.

«Какая там может быть политика? Это несерьезно. Полтора дня (условно. — NEWS.ru) он провел у власти. Кто такой Дёниц? Это агония будущего трупа германской империи. Все это было бесполезно. Речь шла только о некой форме капитуляции. Это уже церемониальный вопрос, не имеющий к практической политике никакого отношения», — сказал историк.

Подписание акта о безоговорочной капитуляции

Правительство Дёница собиралось сдать союзным войскам северо-западную Германию, Данию и Голландию, а затем — Чехословакию, чтобы выполнить план капитуляции перед западными странами. В первых числах мая Дуайт Эйзенхауэр, который на тот момент был верховным главнокомандующим войсками союзников в Европе, получил от советского военного руководства напоминание о согласованных границах продвижения войск. Ему пришлось отвергнуть предложение о частичной капитуляции нацистов.

Вечером 5 мая в ставку Эйзенхауэра в Реймсе прибыл представитель рейха адмирал Ганс Фридебург. Ему было сказано, что никаких отдельных соглашений не будет — только полная и безоговорочная капитуляция на всех фронтах. Вслед за Фридебургом в ставку отправился начальник штаба оперативного руководства вермахта Альфред Йодль.

Встреча прибывших для подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии, 7 мая 1945 года Встреча прибывших для подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии, 7 мая 1945 года Фото: Георгий Петрусов/РИА Новости

Немцы пытались выторговать время. В итоге было достигнуто соглашение о 48-часовой отсрочке подписания капитуляции с 6 мая. Около полуночи 7 мая Йодль направил радиограммой запрос на подтверждение полномочий подписать документ и примерно через час получил положительный ответ. 7 мая в 02:41 по среднеевропейскому времени он подписал предварительный протокол о капитуляции.

«Предварительный характер ей придала, с одной стороны, позиция Эйзенхауэра, который не был уверен в окончательной формулировке документа. С другой — оговорка офицера, который подписывал акт с советской стороны, Ивана Суслопарова», — рассказал NEWS.ru старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Дмитрий Суржик.

По его словам, Суслопарова пригласили подписать документ. Но он не был уверен, стоит ли ему это делать, и направил запрос в Москву. Ответ задерживался. В итоге он по собственной инициативе решил подписать документ, но оставил оговорку следующего содержания.

«В ней говорилось, что в будущем может возникнуть ситуация, когда советская сторона захочет подписать еще один акт. В этом случае подписанный Суслопаровым документ будет считаться временным, а дальнейший — основным», — уточнил Суржик.

Подписи под актом о капитуляции Германии в Государственном историческом музее Подписи под актом о капитуляции Германии в Государственном историческом музее Фото: Владимир Гердо/ТАСС

Так и произошло. В запоздалом ответе от советского командования содержался запрет на подписание акта в Реймсе. СССР настаивал на официальной церемонии в Берлине и не хотел объявлять о победе 7 или 8 мая, поскольку на Восточном фронте продолжались бои. Заключительный документ утвердили в пригороде германской столицы Карлсхорсте.

«Окончательный акт о безоговорочной капитуляции Германии был заключен 8 мая (9 мая мск) 1945 года, поэтому в СССР и РФ Днем Победы признана дата 9 мая. Как представитель советского верховного главного командования документ подписывал маршал Георгий Константинович Жуков», — отметил историк.

Последние дни «Третьей империи»

Несмотря на капитуляцию нацистов, боевые действия на Восточном фронте продолжались еще какое-то время. Их вели в том числе неконтролируемые вооруженные формирования, среди которых организация «Вервольф», созданная для подрывной диверсионной деятельности в тылу Красной армии, подчеркнул Суржик.

«Наиболее упертые нацисты рассчитывали, что между СССР и его западными союзниками вскоре начнется военное противостояние. Поэтому в глубокой тайне формировались подразделения, а также зафронтовая организация из бывших офицеров вермахта и СС. Это около 20 тысяч человек. Были созданы диверсионно-разведывательные группы, которые должны были действовать в тылу советских войск», — отметил историк.

Боевые действия на Восточном фронте Боевые действия на Восточном фронте Фото: РИА Новости

После 9 мая Дёниц продолжал действовать как глава так называемого Фленсбургского правительства. Он пытался создать видимость власти и рассчитывал на сотрудничество с Западом. СССР требовал ликвидации этого псевдоправительства.

17 мая во Фленсбург, где находилась ставка Дёница, прибыла советская делегация. После этого любые переговоры с нацистами стали невозможны. 23 мая британские войска арестовали рейхспрезидента и всех его сторонников. Их доставили в тюрьму, а позже передали Международному трибуналу в Нюрнберге.

После ареста Дёница союзникам нужно было юридически оформить ликвидацию нацистского государства и установить новый порядок управления страной. 5 июня 1945 года в Берлине была подписана декларация о поражении Германии. В ней содержалось положение о том, что вся власть в стране переходит СССР, США, Великобритании и Франции.

«Я бы развел акт и декларацию по разные стороны. То есть окончание войны — это капитуляция, а декларация о поражении — это документ о том, как Германия будет жить дальше. Это начало становления мирной жизни в стране и фиксация основных принципов управления союзниками», — заметил Суржик.

Читайте также:

Запад против, но Россию не сломить: как пройдет парад Победы 9 мая в Москве

Убивали фашистов и кормили мирных жителей: как Красная армия взяла Берлин

Почему Сталинград стал городом-героем: факты, которые вы могли не знать

Нацистов под Москвой победил «генерал мороз»? Вся правда и мифы о войне