Подведены итоги голосования в проекте «Великие имена России». Согласно условиям конкурса, имя знаменитого россиянина присваивали воздушной гавани в том случае, если большинство жителей в городе отдали предпочтение именно этой личности. Большинство аэропортов обрело своё второе имя в первом туре, однако нескольким городам предстоит второй тур. К не определившимся относятся Санкт-Петербург, а также Нижневартовск, Архангельск и Пенза. Без второго имени осталось и московское Внуково, тогда как Шереметьево и Домодедово, как ранее писал News.ru, получат имена Александра Пушкина и Михаила Ломоносова.

Первый тур

Борьба за имена была жаркой. Например, за имя Сергея Королёва, известнейшего советского конструктора ракетно-космической отрасли, сражались Самара и Москва (Внуково). В качестве общего критерия учитывалось процентное соотношение голосов, отданных за кандидата в каждом городе. Таким образом, в Самаре за Королёва было отдано 60% голосов, а в Москве всего 43%. В целом устроители конкурса выделили пять самых популярных имен, которые одновременно вышли в лидеры голосования в нескольких городах. Помимо Королева, это оказались Петр I, Михаил Ломоносов, Фарман Салманов и Михаил Лермонтов.

- За Петра I в Воронеже отдано 59% от общего числа голосов против 47% в Санкт-Петербурге.

- За Михаила Ломоносова в Москве (Домодедово) — 71% против 61% в Архангельске.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

- За Фармана Салманова в Сургуте — 58% против 45% в Нижневартовске.

- За Михаила Лермонтова в Минеральных Водах — 89% против 87% в Пензе.

«Это предварительные результаты, это не означает, что завтра аэропорты будут носить это имя. Мы в Общественной палате эти инициативы отправим в правительство — там, где ситуация бесспорна», — рассказал в эфире канала «Россия 1» секретарь Общественной палаты Валерий Фадеев.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Второй тур

Интрига второго тура, несомненно, в том, какое имя теперь выберут петербуржцы для своего Пулково. Логичнее всего было бы назвать аэропорт именем основателя города, но имя Петра I уже в первом туре досталось Воронежу, а имя воспевшего Петербург Александра Пушкина «застолбили» москвичи. Теперь же высока вероятность того, что петербургский аэропорт назовут в честь полководца Александра Невского — за это имя в первом туре проголосовало примерно 45 тысяч горожан. Во втором туре голосования, сообщает официальный сайт конкурса, в шорт-листы добавят по одному имени из списка ВЦИОМ. Это имя — следующее за именами-финалистами.

Города и шорт-листы вторых туров:

Санкт-Петербург (Пулково): Александр Невский (полководец), Федор Достоевский (писатель), Дмитрий Шостакович (композитор, пианист).

Архангельск: Николай Кузнецов (адмирал), Федор Абрамов (писатель), Иван Папанин (исследователь).

Нижневартовск: Николай Архангельский (военный летчик), Александр Филипенко (государственный деятель), Виктор Муравленко (нефтяник).

Помимо этого, из-за «неоднозначной ситуации» отложено принятие решения в Пензе и Москве (аэропорт Внуково). Также представители исторического и научного сообщества настаивают на отдельном рассмотрении ситуации с победителем в Горно-Алтайске, где по итогам финального голосования Николай Рерих опережает алтайского художника Чорос-Гуркина с минимальным перевесом голосов (1%). Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, говоря о проекте по переименованию аэропортов, сказал, что мнение местных жителей без внимания никто не оставит. Задача проекта «Великие имена России» — выбрать имена знаменитых соотечественников, которые станут дополнением к официальным названиям воздушных гаваней России. В общей сложности это более 40 аэропортов международного и федерального значения; суммарный пассажиропоток составляет более 170 миллионов человек в год. Конкурс проходил с 11 октября 2018 года, участие в голосовании приняли более 5 млн человек.

Фото: Zamir Usmanov/Global Look Press

По итогам проекта «Великие имена России» аэропортам присвоили следующие имена:

Анадырь — писатель Юрий Рытхэу;

Анапа — летчик-испытатель Владимир Коккинаки;

Астрахань — художник Борис Кустодиев;

Белгород — инженер и изобретатель Владимир Шухов;

Благовещенск — генерал-губернатор Восточной Сибири Николай Муравьев-Амурский;

Владивосток — российский и советский путешественник Владимир Арсеньев;

Волгоград — летчик-истребитель Алексей Маресьев;

Воронеж — Петр I Великий;

Горно-Алтайск — русский художник Николай Рерих;

Екатеринбург (Кольцово) — предприниматель Акинфий Демидов;

Калининград (Храброво) — императрица Елизавета Петровна;

Калуга — ученый и конструктор Константин Циолковский;

Казань — татарский народный поэт Габдулла Тукай;

Краснодар — императрица Екатерина II Великая;

Красноярск — оперный певец Дмитрий Хворостовский;

Московский аэропорт Шереметьево — Александр Пушкин;

Домодедово — Михаил Ломоносов;

Магадан — Владимир Высоцкий;

Минеральные Воды — Михаил Лермонтов;

Мурманск — Николай II Романов;

Набережные Челны/Нижнекамск — министр нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР Николай Лемаев;

Нижний Новгород (Стригино) — летчик Валерий Чкалов;

Новый Уренгой — организатор советской нефтяной геологии Иван Губкин;

Новосибирск (Толмачево) — летчик-ас Александр Покрышкин;

Норильск — исследователь Арктики Николай Урванцев;

Омск — Герой СССР Дмитрий Карбышев;

Петропавловск — Камчатский (Елизово) — путешественник Витус Беринг;

Псков — княгиня Ольга;

Самара (Курумоч) — авиаконструктор Сергей Королев;

Симферополь — художник Иван Айвазовский.

Полный список переименованных аэропортов представлен выше — на карте все из них разместить не удалось.

По просьбе News.ru итоги конкурса прокомментировали эксперты.

Сергей Ткаченко, архитектор, экс-глава ГУП НИиПИ Генплана Москвы:

Мы в очередной раз пытаемся «списать» что-то, что неплохо сделано в разных развитых странах мира. Есть, например, аэропорт Шарль де Голь, который на самом деле Орли. В итоге запоминается Шарль де Голь. К сожалению, у нас нет какой-то генеральной идеи для этого переименования. Мы поступили так же, как в случае с самолетами: некоторые самолёты назвали именами выдающихся людей и точно также решили поступить с аэропортами — назвать их именами наиболее выдающихся людей. Возможно, мы к этому привыкнем, но, может быть, эти имена сами собой отомрут. Если нам будет удобно называть Шереметьево Пушкиным, то и хорошо, будем вылетать из Пушкина. Будем смотреть.

Юрий Лоза, певец:

Никакой необходимости в переименовании аэропортов не было. Аэропорт города это аэропорт города. Если я лечу в Мурманск, то я лечу в Мурманск, а не в аэропорт имени Николая II Романова. Если лечу в Калининград, то мне нужен аэропорт Калининграда, а не императрицы Елизаветы. Если в городе несколько аэропортов, то им нужно давать имена. Если он один, то это действие бессмысленное. Народу дали новую затравку, чтобы немного подумали, пошумели, проявили инициативу. Я необходимости не вижу.

Ксения Собчак, политик, телеведущая (взято из Facebook):

Фото: KINO-NOVOSTI.ORG.UA
Нет, конечно, это не «народ определился» по поводу имен аэропортов. Это власть в очередной раз «определилась за народ», решив, во-первых, отвлечь людей от грустных пенсионных размышлений, от решения вопроса как выжить на 15 тысяч рублей, а во-вторых, поддержать все убывающий градус патриотизма. Денег нет, дискуссий нет, но давайте поспорим на пустой желудок, кто лучше — Скоморохов, Шухлин или Акинфий Демидов?!? Ведь ваша жизнь, безусловно, сразу же изменится к лучшему, правда?

И пассажирам станет веселее добираться в аэропорт, ведь теперь надо будет запоминать не «Аэропорт Шереметьево», а «Международный Аэропорт Шереметьево имени Александра Пушкина». Или вот тоже неплохо: Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово) имени Витуса Беринга. Пока все это скажешь таксисту, самолет твой улетит...

Нет, нету в России других проблем и других важных вопросов, кроме вопроса как назвать аэропорт! Причем мнением граждан у нас интересуются только по совершенно незначительным поводам: вот только что пенсионный референдум всеми силами провалили, ни одного общероссийского референдума за последние двадцать лет вообще не провели, а вот про аэропорты — пожалуйста: говорите, спорьте, обсуждайте, называйте. Про то, что наша страна ведет необъявленные войны, — нельзя, про пытки в колониях и тюрьмах — нельзя, про политзаключенных — тоже нельзя. А несущественные, пустые вопросы — пожалуйста!

Это иллюзия. Власти не дают ничего решать самим гражданам. Боятся, что те отнимут у них монополию на власть в России. Все пути на выборы перекрыты, а просыпающиеся ростки гражданского активизма травятся на корню. Вместо дискуссии к гражданам приходит ОМОН, «центр Э» и титушки.

Мне очень жаль Пушкина, Ломоносова, Акинфия Демидова и всех остальных великих людей. Они не виноваты, их использовали втемную. Их именами прикрыли зияющую пустоту на том месте, где у нас должна быть демократия и свобода слова.