ГИБДД перестала штрафовать водителей за превышение средней скорости, когда нарушение фиксировали две камеры на определённом расстоянии друг от друга. Координатор движения «Синие Ведёрки» Пётр Шкуматов в разговоре с NEWS.ru отметил, что многие водители, из-за ошибок получавшие штрафы за среднюю скорость, были вынуждены доказывать в суде, что не совершали правонарушение, но это не обобщалось в судебную практику. Главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков назвал существовавшую практику наказания за нарушение средней скорости «не совсем законной».
Проблема со средней скоростью, она [была] давно известна. Нет конкретного места совершения правонарушения. У вас средняя скорость измеряется на участке протяжённостью, например, в один километр. На этом участке невозможно установить конкретное место, где вы нарушили, — рассказал Шкуматов.
По его словам, согласно презумпции невиновности, если неизвестно, где было совершено правонарушение, все сомнения должны трактоваться в пользу привлекаемого к административной ответственности.
Эксперт подчеркнул, что в определении средней скорости допускались ошибки, доказать которые было крайне сложно. Дело в том, что камеры должны были быть синхронизированы с точностью до миллисекунды, в противном случае возникали ошибки как в одну, так и в другую сторону.
Очень у многих людей получилось штрафы отменить [через суд] именно из-за отсутствия места административного правонарушения, но это не обобщалось в судебную практику долгое время, но вот сейчас это всё привело к решению прокуратуры, — отметил Шкуматов.
Главред «За рулём» Максим Кадаков подчеркнул, что штрафы за нарушение средней скорости были «мягко говоря, не совсем правильными».
Вся история была не совсем законна, поскольку ни в правилах дорожного движения, ни в КоАПе у нас нет такого понятия, как средняя скорость. И поэтому когда нас начинают штрафовать за такое нарушение, это, мягко говоря, не совсем правильно. Понятно, что водитель при этом нарушает, но тогда нужно [было] привести законодательство в соответствие, чтобы все понимали, что есть что, — отметил автоэксперт.
Отвечая на вопрос, почему практика наказания водителей за превышение средней скорости действовала почти семь лет и не была отменена раньше, Кадаков подчеркнул, что штрафы за нарушения правил дорожного движения уже заложены в бюджеты местными властями. По его словам, производители камер и софта к ним давят на психику региональных властей, к которым денежные средства от штрафов поступают в региональный бюджет.
Местные власти, когда верстают бюджет на следующий год, они уже закладывают в него штрафные поступления. Мы ещё в 2022 году не наездили ни километра, а штрафы уже заложены в бюджет. Каждый год они закладываются с превышением. Может быть, мы ничего нарушать не будем, а штрафы уже лежат, поэтому нужно сделать всё, чтобы эти деньги из кармана автовладельцев вынуть, — отметил Кадаков.
По его мнению, с такой вакханалией борются лишь общественники, а голос каждого автовладельца не слышен.
Технология изменения средней скорости применялась на дорогах России с 2013 года. В ГИБДД утверждали, что замер времени проезда одной и той же машины двумя камерами сокращал аварийность на трассах. В соцсетях появилась информация со ссылкой на различные документы, что в регионах перестали штрафовать водителей за превышение средней скорости. В Москве подобные штрафы не выносятся с августа, в Подмосковье — с мая-июня. При этом в ГИБДД журналистам не назвали причину отказа от этой практики.