13 марта Минобороны РФ отчиталось о полном освобождении города Суджи в Курской области от бойцов ВСУ. Этому предшествовала операция «Поток» (она же — «Труба»): больше сотни российских солдат по подземному газопроводу смогли проникнуть в тыл противника и застать его врасплох. О том, как это было, корреспондентам NEWS.ru рассказали непосредственные участники тех событий.
Что известно об операции «Труба»
О том, что российские войска смогли проникнуть в Суджу, ряд источников сообщил еще 8 марта. Для этого бойцы воспользовались трубой газопровода Уренгой — Помары — Ужгород, прокачка топлива по которой была приостановлена еще 1 января 2025 года.
Позднее в Сети появились кадры, на которых запечатлены мужчины в форме, похожей на ВС РФ, в подземной трубе в районе Суджи. На снимках можно было увидеть узкое пространство, по которому передвигались солдаты и которое освещал небольшой луч фонаря. Военнослужащие при этом были снабжены специальными приспособлениями и противогазами для проведения операции.

Позже военное руководство России официально подтвердило: бойцы совершили марш-бросок по газопроводу на расстояние около 15 километров и вышли в глубине боевых позиций ВСУ, что позволило развить наступление ВС РФ в Курской области. В операции принимали участие бойцы ДШБР «Ветераны», бригады «Восток», 30-го полка, мотострелкового полка и 11-й бригады ВДВ, группы «Аида» спецназа «Ахмат».
«Курская дуга была у наших дедов, а у нас — Курская труба», — пошутил в разговоре с NEWS.ru один из участников операции штурмовик группы Аида спецназа «Ахмат» с позывным Медведь.
Как бойцы ВС РФ пробирались в Суджу
Выяснилось, что в подготовке операции участвовали больше 1000 человек, а непосредственно шли под землей — порядка 800 бойцов. Пробираться приходилась в тяжелых условиях: диаметр стальной артерии составлял всего 1,4 метра, а внутри пришлось провести шесть суток.
«Мы рассчитывали, что зайдем туда и сразу выйдем. А оказалось маленько не так. <…> На седьмые [сутки] только вышли. Морально сложновато было. Понимали, что выход только один: если что-то пойдет не так — значит, всё», — вспоминает Медведь.
Все это время бойцы намеренно не ели и не пили. Сам Медведь за неделю потерял 10 килограммов. Спать было неудобно, это можно было делать только полусидя, к тому же было холодно, несмотря на наличие спальных мешков. По словам солдата, на протяжении всей операции времени сослуживцы старались друг друга морально поддерживать: рассказывали друг-другу анекдоты и стихи.

«Задачу узнали непосредственно за сутки до операции, ничего не придумывали. Сказали идти — значит, пойдем. Единственное — погасило всех: у нас 12 из 16 человек — 300-е (раненые. — NEWS.ru). Кассетками закидали. Мы после выхода из трубы еще трое суток держали оборону в лесопосадке. Но все выжили», — добавил собеседник NEWS.ru.
Он также рассказал, что на точке выхода земля не была выкопана до конца. Бойцам пришлось пробивать путь самостоятельно — около 50 сантиметров земли. «Света в конце тоннеля не было», — шутит Медведь, уточняя, что в газопровод все-таки были врезаны небольшие трубы, ведущие к поверхности для притока воздуха.
«Постояли, подышали возле этой вентиляции и пошли дальше. <…> Я, конечно, очень долго настраивался, пил таблетки корвалол. Медик наш — он сам астматик — дал мне свой баллончик (ингалятор. — NEWS.ru) на случай, если кто-то начнет задыхаться», — поделился Медведь.
Как отвлекали ВСУ, пока бойцы ВС РФ пробирались в тыл
Помимо той самой трубы была еще одна — «трубой» российские бойцы называли также центральную улицу в селе Черкасское Поречное недалеко от Суджи. Она находилась под контролем ВСУ и была заминирована. В момент операции «Поток» по этой улице тоже шли солдаты ВС РФ, которых в это время обстреливал противник. ВСУ должны были решить, что наступление пойдет именно по улице-«трубе». Одним из тех, кто отвлекал противника, был штурмовик «Ахмата» с позывным Абрек.
«„Труба“ — это улица, не железная труба. Операция называлась так, потому что там идет главная улица, переходная дорога из поселка Бердино в Черкасское Поречное. Ее называют трубой. Мы шли поверху, не по подземной трубе. Неожиданно было для них (для ВСУ. — NEWS.ru), что мы так пойдем. Но я на 90% был уверен, что мы это сделаем. <…> Русскому бойцу без разницы, где и как выживать, лишь бы только вперед», — рассказывает Абрек корреспондентам NEWS.ru.
По его словам, действовать начали 7 марта, сам Абрек только вернулся из отпуска. Самым сложным было обходить сброшенные с дронов мины, которые практически не видно. Первыми шли разведчики, а прикрывал бойцов «рэбовец» с позывным Двадцать Пятый. Противник не смог противостоять ВС РФ и бежал.
«Видел небратьев, которые убегали, бросая всё. Бежали как крысы с тонущего корабля. Они бежали и понимали, что это их последний бой на этой местности. Кое-кого даже пришлось догнать. Но они сами выбирали свою судьбу. Мы всем говорили: „Сдавайтесь, подождете обмена и вернетесь на свою родину. Захотите, попросите ваших высших главнокомандующих, может вас и здесь оставят, в рядах нашей армии“», — вспоминает мужчина.

Тем не менее в плен сдались не многие, говорит Абрек. Большинство бежало. По его мнению, это связано с дезинформацией в рядах ВСУ о том, что якобы в российском плену плохо. Однако он заверил, что с пленными в ВС РФ обращаются как положено.
«Мы все знаем, что пленные — дорогие нам люди, которых нельзя обижать, они, может быть, в жизни заблудились. Мы поможем им встать на истинный путь. Их судьбу будет решать суд», — продолжил боец.
Он рассказал, что знал о предстоящей операции и готовился к ней, но не знал, когда она начнется. 9 марта Абрек попал в госпиталь, но ранение он получил уже после «трубы», когда Черкасское Поречное было под контролем ВС РФ.
«Мой взвод и 30-й, мы зашли самые первые после „трубы“, зачистили первую улицу. И окончание Черкасского Поречного мы сделали уже все вместе. Там были мои друзья, братья: Эльдар с позывным Псих, к сожалению, героически погиб; Рома, тоже его не хватает. Но бойцы сражались до последнего», — подытожил собеседник NEWS.ru.
Медик спецназа «Ахмат» с позывным Ника рассказала, что по возвращении бойцы были уставшие, но счастливы, что живы. Проделанную ими работу врач назвала настоящим подвигом.
«Я очень рада, что они совершили этот приказ, подвиг. <…> Через какое-то время станет понятно, что они герои и молодцы, друг за друга держатся. Они очень счастливы, что шли бок о бок друг с другом и что каждый из них живой. <…> Мы не можем осознать до конца, что там было на самом деле», — отметила Ника.
Читайте также:
Хроника освобождения Суджи: история позора ВСУ и подвиг российской армии
РФ согласна закончить СВО? Что могут означать слова Путина на самом деле
Мамки-снайперши и дети-звереныши. Названы самые жестокие бандиты ВСУ
ВСУ ударили по «Дружбе»: введет ли Венгрия войска, как Европа накажет Киев