Иностранные компании, включая Hyundai, IKEA и McDonald’s, активизируют регистрацию товарных знаков в России, заявил «Российской газете» юрист Заур Ташу. По его словам, это не просто жест доброй воли, а стратегический шаг, связанный с юридическими рисками и попыткой сохранить позиции на рынке.
По словам эксперта, регистрация знаков — сигнал потребителям о возможном возвращении. Однако ключевая причина кроется в законодательстве: если бренд не используется в РФ три года, он теряет правовую защиту. При этом государство готовит барьеры для «беглецов». Речь идет о передаче контроля над активами российским резидентам. Например, через блокирующие пакеты акций. Ташу объяснил, что некоторые компании заключили опционные сделки, чтобы позже выкупить бизнес обратно.
Но даже это не гарантирует легкого возврата. Например, Renault столкнулась с требованием АвтоВАЗа компенсировать 110 млрд рублей за годы отсутствия <…>, ущерб государству придется возместить, а обратный выкуп одобрит только правительственная комиссия…>, — подчеркнул Ташу.
Дополнительные сложности — конкуренция с местными и китайскими брендами, занявшими ниши ушедших игроков, а также новые налоговые правила, продолжил эксперт. С декабря 2023 Россия приостановила соглашения с недружественными странами о двойном налогообложении, что увеличит финансовую нагрузку.
Несмотря на жесткие условия, Ташу считает политику РФ оправданной. Государство защищает национальные интересы и поддерживает локальных производителей. Юрист подчеркнул, что Россия укрепляет финансовый суверенитет, адаптируясь к новым реалиям.
Ранее возглавлявший АвтоВАЗ в 2014–2016 годах швед Бу Андерссон заявил, что автомобильные бренды из Европы, Южной Кореи и Японии не потеряли интереса к российскому рынку и в конечном счете вернутся. При этом он не стал уточнять какие-либо временные рамки. Также, по признанию эксперта, неизвестно, в каком виде это будет происходить.