Начиная с 4 сентября главы регионов получили возможность за счёт своих региональных бюджетов нанимать специализированную охрану из числа бойцов Росгвардии. До сих пор каждый губернатор решал вопросы своей безопасности самостоятельно, прибегая в основном к услугам частных охранных предприятий.
Семеро смелых
Теперь же, согласно вступившим в силу поправкам в закон «О войсках национальной гвардии РФ», каждый региональный глава сможет обратиться к президенту с ходатайством о предоставлении государственной охраны, её необходимость нужно будет обосновать и ждать решения. Но если угроза жизни и здоровью будет слишком очевидной (к примеру, прилюдно озвученные в адрес губернатора угрозы, в реальности которых нет сомнений, оперативная информация компетентных органов или покушение), прошений в Кремле дожидаться не будут — предоставят охрану сами.
По понятным причинам, принятый ещё в феврале нынешнего года законопроект не раскрывает всех тонкостей предоставления губернаторам и их замам государственной охраны, однако уже точно известен её лимит — не более семи человек. Некоторая дискуссия в ходе подготовки законопроекта возникла вокруг источников финансирования, сошлись законотворцы на том, что оплачивать свою безопасность губернатор будет за счёт бюджета региона по утверждённым расценкам правительства, при этом деньги будут переводиться в федеральную казну.
Сама новость о том, что губернаторы теперь смогут претендовать на государственную охрану, спровоцировала пусть и не бурную, но заметную общественную дискуссию — уж больно надуманной видится гражданам эта проблема.
Хотя новейшая история России знает несколько громких случаев покушений и даже убийств глав регионов. Достаточно вспомнить громкое убийство главы Магаданской области Валентина Цветкова осенью 2002 года. Этой трагедии предшествовала серия покушений на высоких региональных чиновников, в том числе и со смертельным исходом.
В конце 1996 года под обстрел во время рабочей поездки попал губернатор Брянской области Александр Семернев, обошлось тогда без жертв.

Летом 1997 года выстрелами снайпера в своей служебной машине был убит первый вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Маневич, курировавший в правительстве города комитет по управлению городским имуществом.
Но в наши дни таких историй нет. Так почему вообще встал вопрос о необходимости государственной охраны — чего у губернаторов не было и в «лихие 90-е»?
Росгвардия крепнет
По мнению директора Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павла Салина, у нынешнего нововведения есть два важных аспекта. Прежде всего говорить можно о продолжении процесса укрепления властной вертикали.
«Напомню на всякий случай, что у нас существует три уровня власти — муниципальная, региональная и федеральная, и они в 90-е годы сильно друг от друга отличались, — напомнил эксперт. — Региональная власть тогда обладала достаточно сильной автономностью, а сейчас губернаторы по факту являются полноценными представителями федеральной власти на местах — прямые выборы на это, как мы понимаем, не влияют».
Здесь, отмечает Павел Салин, имеет силу аналогия с федеральными судьями, которые, работая на периферии, имеют ровно те же гарантии безопасности, что и их столичные коллеги.
То, что в качестве агента безопасности для губернаторов была выбрана именно Росгвардия, а не Федеральная служба охраны, объясняется исключительно компактностью последней при массе выполняемых сложнейших задач. Росгвардия же больше по численности личного состава и обладает при этом всей необходимой атрибуцией.
Кроме того — и это уже второй важный аспект, — ей такой «подряд» необходим как минимум из «имиджевых» соображений.
«Росгвардии важно обеспечить для себя влияние на местах, ведь внутривидовую конкуренцию в силовых структурах никто не отменял», — констатирует эксперт.