Объявленное несколько раз падение группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ) в Сирии выглядит неполной победой, учитывая, что лидер некогда могущественной террористической организации остаётся в живых. Абу Бакр аль-Багдади, голова которого оценивается американской стороной в $25 млн, сбежал от своих противников из не выдержавшего коалиционный натиск оплота группировки. Сторонники самопровозглашённого «халифата» не могут скрыть разочарования из-за того, что их лидер оставил поле боя. Репутацию «халифа» уже можно хоронить, однако стоит ли хоронить идеологию группировки?

Аль-Багдади жив и на свободе, волнуются в американском военном командовании, которому важно поставить точку в охоте за адептами террористической организации. Считается, что 47-летний «халиф», который привлёк на поля сражений в Сирии и Ираке тысячи последователей со всего мира, скрывается в пустынной местности, которая находится на границе между двумя соседствующими странами. Иракские органы безопасности ищут его там. Для того чтобы избежать ареста или ликвидации, главарь джихадистов отказался от использования современных технологий — любых телекоммуникационных устройств, которые могли бы выдать его местоположение. Аль-Багдади остался с узким кругом своих советников и перемещается на единственном транспортном средстве, чтобы остаться незамеченным, утверждают в разведсообществе.

Он не пользуется мобильным телефоном или компьютером, — сказал эксперт по безопасности, близкий к иракскому правительству, Саид аль-Джаяши. — Он использует исключительно людей, таких как его помощники, чтобы передавать приказы и инструкции. Поэтому слежку вести очень сложно.

В связи с этим участие лидера в регулярных военных операциях группировки стало невозможным. Его арест или гибель вряд ли будут смертельным ударом для последователей кровавой идеологии — это будет исключительно имиджевая победа антитеррористической коалиции. К примеру, глава Центрального командования США генерал Джозеф Вотел уже как-то предостерегал от того, чтобы придавать слишком большое значение аль-Багдади или другим лицам, которые относятся к ИГ. Впрочем, поиски фигуры номер один продолжаются. Коалиционные силы используют для этого шпионские беспилотники, применение которых, впрочем, пока результатов не дало: от девайсов пришлось отказаться даже сопровождающим аль-Багдади людям.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Накануне операции, анонсированной многонациональным альянсом «Демократические силы Сирии», в Багузе, который считался последним анклавом ИГ в Сирии, было известно, что несколько раз туда приезжал и сам «халиф». Однако он был вынужден покинуть город, бежав с десятками боевиков в Ирак, говорят в разведке. В разговоре с журналистами сторонники ИГ из Багуза отмечали, что чувствуют себя униженными из-за того, что «халиф» сбежал, оставив своих адептов. Теперь они расторгают свою присягу, некогда данную аль-Багдади. Тем более что для этого есть соответствующая «теоретическая база»: среди боевиков организации ещё в июле 2017 года оформилась группа диссидентов, бывших высокопоставленных членов, которые публично обрушились с критикой на действующих лидеров, включая «халифа». В марте 2019 года Абу Мухаммад аль-Хуссейни аль-Хашими (уроженец Туниса, состоял в радикальном подполье Ирака с 2006 года) опубликовал очередную, 231-страничную работу под названием «Отозвать верность аль-Багдади». В ней он привёл доказательства, почему этот шаг действительно возможен среди сторонников «халифата», в частности, упомянул факты коррупции и внутренних споров среди старших лидеров, сравнил условия в тюрьмах Туниса с тюрьмами ИГ (не в пользу последних).

Бывшие сторонники ИГФото: Aboud Hamam/dpa/Global Look PressБывшие сторонники ИГ

Однако говорить о том, что идеология ИГ терпит свой крах из-за действий «халифа», нельзя. Отречение от лидера группировки значит не так много — куда важнее характер убеждений последователей строительства «халифата», которые могут действовать и в одиночку. Коалиция во главе с США и отчасти правительственные силы решили проблему лишь с территориальным ядром группировки — проблема этноконфессионального дисбаланса, которая и привела к разрастанию угрозы ИГ, по-прежнему существует.

ИГ, как известно, адаптировало свою стратегию к потере лидеров — в ряде случаев сторонников «халифата» уже отличала предельная автономность действий. Несмотря на поражение в Ираке, в городах ближневосточной страны продолжали действовать последователи группировки, в том числе прикидывавшиеся мирным населением. В 2017 году «официальные» ресурсы «халифата» распространили призыв создать свой совет шуры и назначить «министра войны». В связи с этим возможная гибель аль-Багдади, которого и без того хоронили уже десятки раз, не окажет особого влияния на функциональность террористической группировки. Вполне вероятно, что если этноконфессиональный дисбаланс по-прежнему сохранится, то Сирии и Ираку стоит ждать появления новых организаций, напоминающих ИГ. Впрочем, в пропаганде организации месту «халифа» долгое время уделялось столь важное место, что поначалу его возможная смерть может морально ударить по его сторонникам, которых пока рано списывать со счетов.