Утром 14 августа во время воскресных богослужений в коптской церкви Абу-Сефейн на окраине Каира вспыхнул пожар, унесший жизни более 40 человек, в том числе 18 детей. На первых этапах расследования причиной возгорания назвали короткое замыкание в электросети. Однако, учитывая, что коптская община в Египте — это религиозное меньшинство, которое на протяжении истории часто подвергалось гонениям, многие копты увидели в пожаре начало новой волны ненависти и насилия к своему сообществу со стороны мусульманского суннитского большинства Египта. Тем временем другие говорят, что всему виной сложности с получением многочисленных документов и разрешений на строительство и ремонт коптских святынь.

Две свечи и электропроводка

Всего, по разным оценкам, на момент пожара в церкви Абу-Сефейн находилось до пяти тысяч человек. Прихожане в основном были на третьем и четвертом этажах здания, а возгорание вспыхнуло на втором. Как только часть людей, спускающихся по лестнице, увидели, что пожар идет снизу, они поспешили подняться обратно. Тем временем другие прихожане, наоборот, спускались вниз. В результате образовалась давка, из-за которой паника только усилилась. Детей, находившихся в церкви, поместили в отдельную комнату подальше от места возгорания, в надежде, что пожарные успеют до них добраться.

Как только я вышел и отошел от церкви всего на 10 метров, я услышал крики и увидел густой дым. После того как пожарные потушили огонь, я узнал тело сестры. Все тела были обуглены, и многими из них оказались дети, которые находились в детской комнате церкви, — рассказал агентству Reuters Махер Мурад, который успел выйти из святилища до начала трагических событий.

По словам очевидцев, трагедии можно было избежать, если бы соответствующие службы прибыли вовремя. Официально правительство отчитывается о безупречной работе пожарных, которые приехали на место уже через две минуты после вызова. Но по информации от свидетелей, первая пожарная машина добралась чуть ли не через два часа.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Они приехали после того, как люди умерли... Они пришли уже после того, как церковь сгорела, — кричала одна из женщин, стоящих у обугленной двери храма.

Президент страны Абдель-Фаттах ас-Сиси пообещал отремонтировать церковь и выплатить семьям погибших по 100 тыс. египетских фунтов (около $5 тыс.). Также власть организовала расследование, которое установило, что пожар возник из-за изношенных электросетей и одномоментно включенных генераторов. Эти генераторы можно встретить довольно часто во многих странах Ближнего Востока. Их включают, когда возникают перебои с электричеством. Как раз такой перебой возник незадолго до пожара. Прихожане включили генератор, чтобы снова вернуть свет, случилось замыкание, и начался пожар.

Тем временем Коптская церковь выдвинула свою версию. Согласно видеозаписям из Абу-Сефейна, пожар начался из-за двух детей, которые играли с зажженными свечами у алтаря. Все версии, которые так или иначе связывали трагическое событие с исламскими радикалами, почти сразу же отвергли.

Церковь Абу-Сефейн в ГизеФото: Tarek Wajeh/Global Look PressЦерковь Абу-Сефейн в Гизе

А случайность ли?

Арабские СМИ пишут про коптско-мусульманское единство. Так, катарская телекомпания Al Jazeera популяризировала историю о молодом мусульманине Мухаммаде Яхье, который готов был пожертвовать собой, чтобы спасти людей из пожара. Заметив дым, он смочил футболку, обернул ее вокруг лица и бросился в церковь. До того как сломать ногу и потерять сознание, герой успел вынести из храма несколько прихожан, включая двух людей пожилого возраста и семерых детей. Арабоязычные социальные сети подхватили эту новость и благодарили Яхью за то, что он показал, что значит быть настоящим египтянином и мусульманином.

Папа Александрийский и патриарх Престола Святого Марка Тавадрос II также выразили признательность Мухаммаду Яхье и всем мусульманам, которые оказали помощь коптской общине в сложный момент.

Мы благодарим Бога за всех, кто способствовал сдерживанию этого кризиса, включая органы власти, чиновников, людей и соседей... Эта трагичная ситуация показала, каков подлинный египетский народ, — заявил священнослужитель.

При написании новостей о пожаре арабоязычные СМИ также не забывают упомянуть, что в церкви погибли офицеры и пожарные-мусульмане.

Но при этом многие копты, которые составляют около 10% населения страны, уже долгое время жалуются на дискриминацию со стороны соотечественников-мусульман. В пожаре в Абу-Сефейне они увидели сигнал, что им пора покинуть родину. Дело в том, что за последние недели в коптских церквях Египта произошло еще как минимум четыре похожих случая, связанных с возгоранием генераторов. Многие копты считают, что это не просто совпадение, а целенаправленная кампания против их общины. Некоторые уверены, что ситуация с генераторами настолько серьезная, что церкви и правительство пытаются скрыть истинный масштаб, опровергая новые случаи. Так, 19 августа египетские СМИ написали о пожаре в церкви Пресвятой Богородицы в одном из районов Каира. В представительстве храма позже сообщили, что это была небольшая неполадка и ее сразу устранили.

Стоят ли за пожарами радикальные мусульмане Египта, как утверждают некоторые копты, или все это несчастная случайность — точно не известно. Но как бы то ни было, у египетских суннитов с христианским меньшинством исторически не лучшие отношения. Неблагоприятная обстановка между мусульманами и коптами Египта начала складываться в 1970-х годах, когда на смену политике национализма пришел исламизм. Тогдашний президент страны Анвар Садат, например, ввел принципы шариата в законодательство, запретил продажу алкоголя и обязал все телеканалы транслировать призыв к молитве. Коптам запрещалось занимать высокие руководящие должности или даже вести уроки арабского языка в школах (копты считают себя не арабами, а скорее наследниками древней египетской цивилизации). Уже через два года после того, как Садат пришел к власти, участились поджоги церквей. Жалобы Коптской церкви в правительство только усугубляли ситуацию. Садат называл христиан Египта пятой колонной, которая действует в сговоре с коммунистами, а также считал, что они хотят создать свое независимое государство.

Церковь Абу-Сефейн в ГизеФото: Mahmoud El-Khawas/Global Look PressЦерковь Абу-Сефейн в Гизе

Конец XX века стал свидетелем резкого роста мусульмано-коптской нетерпимости в Египте. То и дело в стране возникали перестрелки между представителями двух общин. Показательный случай произошел в 1981 году, когда мусульмане начали возводить мечеть на земельном участке, предназначенном для коптской церкви. В ходе скандала началась перестрелка, которая унесла жизни 17 человек, 112 были ранены. А пик ненависти к коптам пришелся на революцию 2011 года, когда египтяне добивались, чтобы к власти пришел член исламистской организации «Братья-мусульмане» (террористическая организация, деятельность в РФ запрещена) Мухаммад Мурси. Этот год стал одним из самых темных для коптов в современной истории Египта. Подрыв церкви в Александрии и резня протестующих против сноса одного из столичных храмов — лишь два из многочисленных примеров.

С приходом нынешнего президента Абдель-Фаттаха ас-Сиси к власти в 2014 году ситуация улучшилась. Многие копты сразу же восприняли его как спасителя, который перевернет страницу и даст коптам равные права с мусульманами. Одним отходом от политики жесткого ислама ас-Сиси уже сделал коптам огромную услугу. Политический дискурс по отношению к христианам также сместился в лучшую сторону. Христианское меньшинство стали представлять как неотъемлемую часть египетской нации, к тому же копты получили рекордное представительство в парламенте (36 мест из 596).

Впрочем, до сих пор многие считают, что ас-Сиси сделал недостаточно. Глава государства заявляет, что копты — такие же египтяне, как и мусульмане, и отрицает существование дискриминации при его правительстве. Такой подход не позволяет коптам добиться большей защиты своих прав. Так, в судебных делах Египта по сей день судьи с наибольшей вероятностью примут сторону мусульманина, а не христианина. Также налоги, которые платят копты, идут не на их общину, а на мечети, мусульманские школы (медресе) и университеты.

Хоть правительство напрямую уже не преследует коптов, оно арестовывает тех, кто высказывается о существующей проблеме неравенства. Если кто-то всерьез начинает заниматься вопросами угнетения коптов, вскоре власть составляет против него обвинение и приговаривает к тюремному сроку. Так было с коптским правозащитником Рами Абделем, который в 2019 году должен был выступить перед ООН с докладом о жизни коптов в Египте. За несколько месяцев до форума Рами арестовали и обвинили в распространении ложных новостей, которые нарушают общественную безопасность. Заодно его заподозрили в финансировании терроризма.

Отдельный пункт, по которому копты расходятся во мнениях о плане ас-Сиси, — церковная реформа 2016 года, которая выдала полномочия по согласованию разрешений на строительство новых церквей муниципальным органам. С одной стороны это облегчило процедуру получения необходимых документов, но с другой — местные власти гораздо чаще отказываются согласовывать даже обычный ремонт храмов.

Церковь Абу-Сефейн в ГизеФото: Tarek Wajeh/Global Look PressЦерковь Абу-Сефейн в Гизе

Не получилось в политике, получится в бизнесе

NEWS.ru связался с египетским аналитиком Рами Эль-Кальюби, чтобы узнать, какие же на самом деле отношения между коптами и мусульманами Египта сегодня. Эксперт сказал, что Египет был и остается страной, где мирно сосуществуют мусульмане и христиане на протяжении веков.

Это национальная особенность Египта, за всю историю которого не было ни одной гражданской войны или массового столкновения на религиозной почве, — говорит Эль-Кальюби.

Тем не менее, продолжает эксперт, нельзя отрицать, что были и «моменты напряженности». Особенно после избрания президента Мухаммеда Мурси, который занимал руководящий пост в движении «Братья-мусульмане». Тогда были поджоги церквей и другие трагические происшествия. Такое происходило и после его свержения. Но на народном уровне отношения очень уважительные.

Я помню, когда я учился в вузе, в период христианских праздников преподаватели говорили, что христиане могут не приходить и им не будет засчитано отсутствие, хоть официальных выходных в эти дни не было, — рассказал египетский аналитик.

Также Эль-Кальюби отметил, что копты мало представлены в политической жизни мусульман, так как они не могут занимать высокие руководящие должности и управлять мусульманами. Зато благодаря этому египетские христиане преуспели в бизнесе. Коптская семья Савирисов, например, считается богатейшей не только в Египте, но и во всем арабском мире. Поэтому говорить о каком-либо сильном притеснении не следует. Другой пример — когда несколько лет назад умер патриарх Александрийский и всей Африки Шенуда III, по всей стране объявили трехдневный траур. Да и сейчас, если посмотреть социальные сети, все мусульмане сопереживают семьям христиан, погибших в церкви Абу-Сефейн, заключил Эль-Кальюби.