В Москве умер легендарный советский и российский режиссёр Георгий Данелия. По словам супруги Галины, у создателя «Афони» остановилось сердце, врачам не удалось его спасти. News.ru выражает соболезнования семье мэтра и вспоминает его лучшие работы.
«Джентльмены удачи», 1971
Да, комедию про Доцента снял режиссёр Александр Серый, зато Данелия вместе с Викторией Токаревой написали сценарий. Режиссёр вообще исполнял роль «художественного руководителя», так что, можно сказать, без него мир бы не увидел «Джентльменов удачи», какими мы их знаем. Сразу же после выхода на экраны фильм про воспитателя детского сада, работающего под прикрытием, завоевал огромную популярность и стал безусловным хитом. Каким является и по сей день: трудно представить себе человека, который не помнит фразы «Кто ж его посадит, он же памятник» и бабушек, покупающих туфли 42-го размера.
«Мимино», 1977
«Мимино» переводится с грузинского как «сокол». Это прозвище лётчика Валико Мизандари, который виртуозно влипает во всякого рода комичные ситуации. Любопытно, что идею Данелия взял из реальной жизни: сценарист и художник Резо Габриадзе однажды рассказал ему про лётчика, который привязывал свой вертолёт к дереву на ночь. Фрунзик Мкртчян, сыгравший шофёра-армянина, все крылатые фразы сочинял на ходу. К слову, «Мимино», как и «Джентльмены удачи», набит до отказа всяческими афоризмами — характерная черта советских фильмов.
«Кин-дза-дза», 1986
Поразительно, но всю вселенную «Кин-дза-дзы» придумали два человека: Георгий Данелия с Резо Габриадзе. Результатом неиссякаемой фантазии сценаристов стал глубочайший фильм, который можно пересматривать много раз и всё время находить в нём что-то новое. Декорации мастерили практически из подручных средств, а знаменитый летающий пепелац не что иное, как деталь от вышедшего из строя самолёта Ту-134.
«Паспорт», 1990
Трагикомедия о самом лакомом для кинематографистов периоде — перестройке. Премьера прошла во время августовского путча — 21 августа 1991 года. Фильм о приключениях и злоключениях братьев Папашвили: один из них должен был улететь в Израиль, а в итоге по забавному стечению обстоятельств туда отправился не музыкант Яков, а таксист Мераб. «Паспорт» по духу близок к «Ширли-Мырли», однако последний вышел на пять лет позже, но атмосфера разгильдяйства и смеха сквозь слёзы роднит обе картины.