В Крыму разгорелся скандал после того, как в симферопольском детском доме «Ёлочка» обнаружили доведенного до истощения двухлетнего ребёнка. В местной благотворительной организации «Наша надежда» учреждение уже назвали «концлагерем для детей». Как выяснилось, такие же жалобы на детдом есть ещё у четырёх семей. Это учреждение в Крыму — единственное для детей с врожденными нарушениями. Следственный комитет по РК и Севастополю начал доследственную проверку.
Об этой истории сообщила Ольга Крамная, многодетная мать и усыновительница ребёнка, о котором идёт речь. По её словам, это уже второй воспитанник этого же детдома, которого она забирает в свою семью в «ужасном состоянии». В первый раз это была девочка двух лет, которая не могла ходить, жевать твёрдую пищу, пальцы не смыкались, чтобы взять нужный предмет. В семье она физически реабилитировалась около восьми месяцев. Однако мальчик, которого она решила усыновить последним, оказался в худшем состоянии. Когда врачи увидели ребёнка, то немедленно госпитализировали его вместе с приёмной матерью в ЦКРБ Симферопольского района, где положили под капельницу. В ответ на публичные жалобы и обращения к общественникам органы опеки направили проверку в её собственную семью, для проверки условий проживания детей.
В свои почти 1 год и 11 месяцев он весит 6 килограммов, когда он лежит, то выглядит на шестимесячного ребёнка, таковы и его реакции. У него деформирована затылочная часть головы от того, что изверги, ухаживающие за детьми, просто его не переворачивали (это я увидела, когда подстригла длиннющие космы, мне забыли сказать), он не знает своего имени не от того, что у него нет интеллекта, он просто его не знает! И "вишенка" — его ребра обтянуты кожей без мышечной массы, у него подкашиваются ножки-спички при попытке поставить, — рассказала Крамная на своей странице в Facebook.
У ребёнка, по словам женщины, был синдром расщепления нёба или «волчья пасть», при этом операции ему не делали, а вместо этого в течение года кормили через зонд. Как говорит Ольга Крамная, обычно таким детям делают операции в возрасте до одного года, что позволяет им жить нормальной жизнью.
Дом ребёнка сделал малыша инвалидом просто потому, что не захотел приложить усилия для того, чтобы ему оказали своевременную медицинскую помощь! — негодует женщина.

Ольга Крамная пояснила, что об искусственном кормлении ребёнка, усыновление которого она планировала, ей стало известно ещё в ноябре прошлого года. По этому поводу она обращалась в органы опеки как Республики, так и Симферопольского района, вследствие чего, спустя какое-то время его начали кормить с ложечки, однако, по мнению Крамной, ребёнок уже превратился в «дистрофика с обезвоживанием и рахитом». Её приёмного сына готовили к «паллиативной жизни», уверена она.
В свете этого, женщина пыталась как можно раньше забрать ребёнка к себе, направление на что было получено ещё в марте 2020 года. Чтобы ускорить процесс, она обратилась в благотворительную организацию «Наша надежда», но добилась своего лишь в августе.
То, в каком состоянии находится двухлетний ребёнок, который практически с рождения находился в Доме ребёнка "Ёлочка" города Симферополя стало шоком не только для приёмной мамы, но и для нас всех. Наверное, не нужно упоминать, что ребёнок не сидит, не ходит, не ест самостоятельно, не говорит и так далее. Он просто находится на волоске между жизнью и смертью, — рассказала директор организации Анастасия Гуляихина.
В разговоре с NEWS.ru она пояснила, что уже поступили пять жалоб от приёмных семей, которые сталкивались с таким же отношением к семи детям в детском саду «Ёлочка». Со ссылкой на их жалобы, она подготовила письмо в федеральные инстанции. По мнению Гуляихиной, если по итогам обращения будет возбуждено уголовное дело, появятся новые пострадавшие, так как «пока многие боятся».
Самые частые жалобы — это истощение, а также отсутствие ухода и лечения. Например, у ребенка косоглазие и плоскостопие, ему нужны специальные очки и ортопедическая обувь. То есть назначение врача было, но всё это отсутствовало. По ответам Минздрава видно, что там все всё знают и прикрывают. То есть задаются там одни вопросы, а отвечают они совсем на другие. Если бы Минздрав никак там не участвовал, то они бы организовали проверку. Но они пишут, что защита прав детей лежит на главвраче и они не видят смысла в дополнительных проверках, — заявила Гуляихина.
В тексте обращения, которое Гуляихина предоставила NEWS.ru, приведены краткие описания состояния детей после передачи их из детдома в приёмные семьи. Выглядят они так:
— «Забирали в 2019 году в возрасте 8 месяцев, не был поставлен диагноз «правосторонний гемипарез», проще говоря — правосторонний паралич. Не увидели то, что видно невооружённым глазом. По причине отсутствия диагноза не было адекватного лечения».
— «Забрали двухлеткой, шестой год в семье, психика была разбита на мелкие осколки. Сейчас гораздо лучше, но всё очень сложно. Что сказать? Эмоционально сверхлабильного двухлетнего ребёнка со скачками настроения до двадцати раз в час и глубочайшей задержкой психического развития (вообще, думали, что в три года выставят "умственную отсталость") дефектолог воспитывала так: "Я сегодня тебя на занятия не беру. Ты в прошлый раз орал". Я лично это слышала при посещении. За все два месяца, что я его посещала, пока готовились документы, телевизор работал только один раз, а игрушки постоянно стояли на полках. Дома после стрижки обнаружился огроменный шрам на затылке, а реакция на мочалку — стойка как у зеков при шмоне: лицом к стене, облокотившись на неё расставленными руками, с широко расставленными ногами и гримасой ужаса — сохранялась у двухлетки довольно долго».
Ни одно из официальных ведомств Республики Крым и Симферополя, а также представители детского дома не прокомментировали ситуацию NEWS.ru, большинство из них попросту были недоступны для звонков.
Добавим, что Следственный комитет по Республике Крым и Севастополю начал доследственную проверку в связи с публикациями, но только относительно приёмного ребёнка Ольги Крамной. В рамках которой будут назначены соответствующие медицинские экспертизы, изучены условия содержания ребёнка в детском доме, оказания ему медицинской помощи. Также будет изучена процедура усыновления ребёнка, дана оценка действиям должностных лиц социального учреждения и органов опеки.
Как говорится на сайте детского дома «Ёлочка», он на 90 коек. В нём получают медико-социальную и педагогическую реабилитацию дети-сироты, дети, оставшиеся без родительской опеки, имеющие заболевания нервной системы, нарушения психики и поведения, слуха, зрения в возрасте от 0 до 4 лет, и ВИЧ — инфицированные дети в возрасте от 0 до 7 лет.
В подготовке материала также участвовала Марина Ягодкина