21 января 2020 в 20:18

УК и вопросы языкознания: о чём молчат мигранты в тюрьмах

Правозащитники говорят о бесправии иностранных рабочих в РФ

Фото: Андрей Любимов/АГН «Москва»

Значительная часть сидящих в московских СИЗО являются мигрантами, прибывшими в столичный регион из бывших центральноазиатских республик СССР. Как сообщила член городской Общественной наблюдательной комиссии Марина Литвинович, многие иностранцы находятся в изоляторах «избитые и униженные», часто не понимая сути обвинений из-за языкового барьера и отсутствия нормальных переводчиков. Правозащитница также предположила, что российские силовики с помощью противоправных действий «навешивают» на бесправных иностранных рабочих нераскрытые преступления и таким образом улучшают показатели. NEWS.ru выяснил, какова роль граждан стран СНГ в статистике силовых ведомств и насколько распространена в правоохранительных органах РФ практика перегибания палки в отношении «гостей столицы».

Неравная доля

Посетив очередное столичное СИЗО, Марина Литвинович рассказала о том, как иностранные граждане оказываются в местах принудительного содержания, а затем часто попадают в колонии на длительные сроки.

Первое же, что придумали правоохранители — рисовать «палки», то есть использовать мигрантов для создания хорошей отчётности по раскрытию преступлений. Буквально по единому шаблону инсценируются преступления, которых никто не совершал, и фабрикуются уголовные дела. Всё это сопровождается последующим признанием вины под пытками и очень быстрым попаданием иностранных граждан в московские СИЗО. Где я как член Общественной наблюдательной комиссии и нахожу этих людей практически ежедневно, — цитирует Литвинович Insider.

Правозащитница привела несколько цифр: по её данным, в ноябре 2019 года «в одном из крупных московских СИЗО содержались 687 человек из Москвы и Московской области, 931 человек из регионов России и 670 иностранцев, в основном из бывших советских республик — Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и других».

Примерно четверть всех сидящих — граждане азиатских республик. Причём чаще всего они «первоходы», то есть в тюрьму попадают впервые. Очень часто им вменяют «тяжёлые» статьи — убийства, насильственные действия, изнасилования, грабежи. Ещё они, как правило, совсем не разговаривают по-русски и почти не понимают, — продолжает Литвинович.

NEWS.ru обратился в Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН) за информацией о том, сколько граждан центральноазиатских республик, жители которых в массовом порядке въезжают в РФ на заработки, находятся в отечественных тюрьмах. По данным ведомства, в настоящее время в СИЗО и исправительных учреждениях пребывают 16 229 граждан Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Это всего 3,1% от общего числа (523 928) заключённых и подследственных по состоянию на январь 2020 года.

В следственных изоляторах содержится 1610 граждан Республики Таджикистан, 487 граждан Киргизской Республики, 1616 граждан Республики Узбекистан. В исправительных учреждениях отбывают наказание 6825 граждан Республики Таджикистан, 1066 граждан Киргизской Республики, 4625 граждан Республики Узбекистан.

Наталья Быстрицкаязаместитель начальника пресс-бюро ФСИН РФ

Очевидно, что проблема бесправия иностранных рабочих кроется не только в злоупотреблениях российских структур. Негативную роль играет и бытовая ксенофобия в отечественном социуме, распространённая в том числе среди работников силовых ведомств. Также причина незавидного положения мигрантов заключается и в несовершенстве трудового законодательства, позволяющего использовать зачастую рабский труд. Помимо этого, сами приезжие не обладают опытом защиты своих прав, о чём свидетельствует демонтаж социальных завоеваний в странах Центральной Азии после распада СССР, заставивший людей массово покидать родные края ради заработков.

Но события последних лет показывают, что мигранты, как и местное население, начинают участвовать в коллективных действиях в защиту своих прав (забастовки строителей космодрома Восточный, бунты дворников в Москве, дело таджика Самариддина Раджабова). Процесс этот происходит не быстро, но уже свидетельствует об изменении привычной картины.

Антон Касс
Антон Касс