Столичные полицейские уже восемь лет имитируют расследование уголовного дела с VIP-фигурантами. Оно могло быть очень громким, если бы не завеса полной секретности. В 2006 году один из высокопоставленных чиновников Российского футбольного союза (РФС), человек известный в своей сфере и вхожий в самые разные, в том числе, правительственные и бизнес-круги, заявил о том, что стал жертвой мошенничества. Его деньги, взятые как инвестиционный взнос, вывела в Европу группа людей во главе с гражданином Украины и не вернула. Последнего источник News.ru, знакомый с материалами дела, считает связанным со Службой безопасности Украины (СБУ). Но это не объясняет того, что группа международных «финансистов», ничего не боясь, вела крайне сомнительную деятельность на территории России, а органы следствия и поныне не спешат разбираться в обстоятельствах предполагаемого мошенничества. Все документы о ходе данного дела, включая запросы голландской стороны, имеются в редакции.
Фантастическая прибыль
В начале 2010 года следственное управление УВД Центрального административного округа Москвы возбудило дело о мошенничестве против группы, состоящей из украинца Александра Травникова, узбека Виктора Сыроватского, молдаванина Сергея Булгарова и россиянина Владимира Краснобаева. Полиция не стала квалифицировать преступление как мошенничество в крупном размере, несмотря на то, что сумма похищенного составляла $1 млн 157 тыс. Потерпевшим выступил известный футбольный деятель Иван Иванов (имя изменено по просьбе источника News.ru. — Ред.). Позднее дело несколько раз переквалифицировалось на более тяжкие части той же статьи, а затем, уже в 2016 году, было закрыто в связи с истечением срока давности. Обвинение все это время никому не предъявлялось.
История началась ориентировочно в 2006 году в Киеве, где Травников был представлен функционеру РФС Иванову как один из самых талантливых финансистов Украины. Знакомству содействовал представитель солидного местного адвокатского центра «Кредо», который между делом отметил, что Травников собирается на работу в Москву, где ему нужна поддержка в незнакомом окружении.
Вскоре вместе с подельниками он действительно приехал в столицу России, представляясь почему-то вице-президентом зарегистрированной на Украине Аэрокосмической ассоциации. Они превратили съемную квартиру в офис и начали изображать респектабельных брокеров. Тут Травников вышел на своего знакомого из РФС, обратившись к нему за протекцией в оформлении документов для своих друзей. При этом всплывал ряд казусов, к примеру, упомянутый выше Краснобаев, родственник бывшего депутата и сенатора, вызвал интерес у правоохранительных органов, а Иванову он рекомендовался как жених дочери короля Нидерландов.
Спустя некоторое время недоразумения по поводу истории с документами были решены. Тогда же Травников сообщил Иванову, что он и Булгаров хотят участвовать в фантастически выгодном инвестиционном проекте, как-то связанным с Екатеринбургским авиаремонтным заводом. Деньги должны были окупиться из расчета $100 на один вложенный. Однако проект «горящий» и, чтобы его не потерять, необходимо в ближайшие три дня внести $1 млн 100 тыс., которых у Травникова и его друзей нет. Под расписку и гарантии украинского адвокатского бюро он, в красках разыгрывая драму, попросил Иванова срочно собрать для них эти деньги в долг. За три месяца предполагаемый аферист обещал вернуть его полностью и начать выплату сказочных процентов.
Голландский след
В окружении Иванова было много очень состоятельных людей. Как уже говорилось, это и бизнес-элита, и чиновники высочайшего ранга. За несколько дней под собственные гарантии футбольный функционер собирает нужную сумму — часть наличными, часть перечисляет на зарубежные счета мошенников. До конца 2006 года весь транш был переведён. Когда же истекли определенные договоренностью три месяца, Травников стал ссылаться на какие-то технические проблемы, затрудняющие возврат средств. При этом от обязательств он не отказывался и при встречах с Ивановым всячески пытался усилить свой имидж влиятельного и респектабельного мужчины, в том числе подсовывая во время разговора свои фотографии с людьми в генеральской форме. Травников постоянно сам назначал встречи с кредитором, на которых сыпал фамилиями, чертил схемы, объясняя путь взятых у него денег. Периодически с аферистом приходили другие люди, которых он представлял как «финансовых консультантов администрации президента РФ», среди них был и уже упомянутый Краснобаев.
До последнего Травников упирался и говорил, что деньги не пропали, а зависли в европейских банках. На вопросы о том, что мешает ему начать хотя бы постепенную выплату долгов, он не давал понятных ответов, всякий раз говоря, что он состоятельный человек и сможет всё компенсировать, тем более что средства никуда не делись, а вот-вот начнут возвращаться с процентами. Тем временем влиятельные люди, одолжившие средства футбольному чиновнику, начали интересоваться судьбой своих финансов. От украинского «друга» же напротив поступила достаточно характерная для таких историй просьба собрать ещё какую-то сумму, чтобы разблокировать уже ушедший в Европу транш. Самое удивительное, что под этим соусом ему действительно удалось выманить еще $57 тыс.
Со временем связываться с Травниковым по вопросу возврата долгов становилось все труднее. Во время редких контактов с Ивановым он пытался уговорить его отказаться от претензий из-за якобы допущенных им вымышленных нарушений финансового регламента. Последним условием возврата денег, выдвинутым украинцем, стало переоформление на него права требования долга. Как понял Иванов, Травников просил подписаться под тем, что деньги были отданы ему не в долг, а в оперативное управление, что, по сути, снимало с него обязанность по их возврату. По данным News.ru, полученным от источника, близко знакомого с ситуацией, ту же версию Травников преподносит до сих пор, спустя 12 лет, говоря, что он не потратил из этих средств ни доллара и деньги можно вернуть, лишь переуступив ему право требования.
К тому моменту Иванов окончательно понял, что он столкнулся с мошенниками. В конце лета 2009 года чиновник узнал, что Травниковым очень интересуется столичная полиция. Как выяснилось, в Главное следственное управление по Москве пришло сообщение из Нидерландов о том, что на территории этой страны Травников и все известные члены его группы от имени РФС создали каналы по нелегальному выводу из России значительных денежных сумм, происхождение которых остается неизвестным. В организации денежных потоков, полученных якобы от букмекерской деятельности, использовались счета компании IFF, которую Булгаров зарегистрировал в Панаме.
Более того, голландскую прокуратуру интересовали детали взаимоотношении группы Травникова и Иванова, так как на территории этой страны они, по версии следствия, совершили мошенничество в отношении людей из ближайшего окружения Гуса Хиддинка. Основным потерпевшим стал его массажист — врач с международным именем, от которого они получили €6 млн. При этом для налаживания связей с ним Травников и компания козыряли своим близким знакомством с известным деятелем футбольной сферы, господином Ивановым. Последний дал свои показания и при следующей встрече с Травниковым намекнул ему на живой интерес следственных органов к его персоне. Вскоре после этого украинец пропал.
Подозрительные интересы
В 2010 году, спустя четыре года после вышеупомянутых событий, Иванову удалось вынудить полицию возбудить уголовное дело. По мнению источника News.ru, хорошо знакомого с ходом следствия, те, кто его вёл, изначально действовали в интересах преступников. Так, уже через месяц расследование приостанавливалось из-за невозможности установить подозреваемого. Таганская прокуратура это решение отменила. Спустя ещё три года Иванову пришлось жаловаться министру внутренних дел (на тот момент им уже был Владимир Колокольцев), чтобы его признали потерпевшим. Ущерб, нанесённый футбольному функционеру, первоначально был оценен следователем Дмитрием Алтыновым на сумму в 80 тыс. рублей вместо $1 млн 157 тыс. Позже его всё же увеличили до 200 тыс. рублей, для чего Иванову пришлось ездить в израильский банк и лично подтверждать один из переводов, документальные свидетельства которого и без того были у него на руках.
Пока он ездил, следствие вновь приостановили. Но это не единственный сюрприз, который ждал потерпевшего. Когда в конце 2015 года требуемый документ был доставлен в Москву, оказалось, что следователь Алтынов сам стал фигурантом расследования — ему вменялось воспрепятствование следствию по другому делу. За это он был приговорен к одному году и десяти месяцам колонии, после чего сразу же освобождён от наказания по амнистии. Пока Иванов общался с вышестоящими инстанциями по поводу судьбы расследования и настаивал на передаче дела в Следственный комитет, дело закрыли. Сейчас потерпевший и его адвокаты пытаются возбудить его вновь в должной квалификации и с достоверным ущербом.
В этой истории есть интересный политический аспект. Близкий к силовым структурам источник, знакомый с ходом следствия, рассказал News.ru, что подозревает связь Александра Травникова и Службы безопасности Украины. Так, по его утверждению, активность украинца в Москве была направлена на расширение связей. В роли вице-президента Аэрокосмической ассоциации, зарегистрированной на Украине, он появлялся в профессиональных и общественно-политических кругах, связанных с военной сферой, посещал выставки, причем достаточно узко специализированные и закрытые для широкой публики.
«В 2013 году с Украины поступили данные, из которых можно было предположить, что Травников связан с СБУ, однако прямых указаний на это не было. С 2014 года, уже после Майдана, с украинской стороны сообщили, что связь Травникова со спецслужбами Украины можно подтвердить через его ближайших родственников. Его сестра, в замужестве Трохимчук, работает в администрации Порошенко, а туда может попасть только тот человек, который сам или его родственники связаны с СБУ, либо он стоит на связи с западными спецслужбами», — заявил собеседник News.ru.
На вопросы News.ru в личной беседе представители СК РФ не ответили. Редакция отправила письменный запрос в ведомство.