Разрушенная инфраструктура, разбитые дороги и вокзалы, изношенные ЛЭП и регулярные отключения света — так жила Абхазия долгие годы. Но власти намерены в ближайшее время с этим покончить. 7 февраля аэропорт Сухума принял тестовый рейс из Москвы, а в мае должен начать полноценную работу. Как республика готовится к этому событию, кто ее ключевые торговые партнеры и сможет ли она преодолеть энергокризис, рассказал NEWS.ru и. о. министра энергетики и транспорта Абхазии Джансух Нанба.
Каким будет восстановленный аэропорт Сухума
— Джансух Эдуардович, сухумский аэропорт не работал более 30 лет. Почему столько времени ушло на его реконструкцию и подготовку к запуску?
— У нашего аэропорта большая и красивая история. Он функционирует с 1950-х и на разных этапах модернизировался. К сожалению, Отечественная война 1992–1993 годов оставила свой след. Боевые действия на территории воздушной гавани привели к частичному разрушению взлетно-посадочной полосы и инфраструктуры, которая необходима для работы.
Время сделало свое дело: 30 лет наш аэропорт не функционировал. Главная причина — отсутствие у государства финансовых возможностей [для реконструкции]. Абхазия прошла через тяжелый послевоенный этап, и реализовать проект подобного уровня мы оказались неспособны. Были и политические причины — невозможность осуществлять воздушное сообщение с Россией.

Однако в 2023 году нам удалось заключить межправительственное соглашение с РФ о реконструкции международного аэропорта Сухум имени Владислава Григорьевича Ардзинба. Был подписан договор о государственно-частном партнерстве с инвестором, который выиграл соответствующий конкурс. Активная фаза реконструкции началась в 2024 году. Сейчас и аэропорт, и вся аэродромная инфраструктура готовы к приему гражданских воздушных судов. Остаются незначительные работы по завершению объектов аэровокзального комплекса. Всего этого достаточно, чтобы начинать регулярное авиасообщение.
— На днях мы посетили аэропорт. Если судить визуально, работы еще очень много...
— В воздушной гавани был установлен аэровокзальный комплекс с пропускной способностью 400 пассажиров в час. Этого достаточно, чтобы в мае, как и запланировано, начать регулярное авиасообщение. К июню уже будут завершены те работы, которые вы видели, — установка двух стационарных терминалов на вылет и прилет. Закончится реставрация исторического терминала. Это наша особая гордость — объект историко-культурного наследия, внешний облик которого будет сохранен и улучшен. В июне-июле у нас будет очень симпатичный аэровокзальный комплекс.
— Какие типы воздушных судов сможет принимать аэропорт?
— Из-за расположения аэропорт Сухум с советских времен славился удобством посадки и взлета. Это связано с возможностью приземления с двух курсов, чем не может похвастаться соседняя воздушная гавань в Сочи. У нас прекрасная ВПП, на данном этапе восстановлено 3100 метров. Шикарная полоса дает возможность принимать и отправлять воздушные суда третьего и четвертого классов, то есть практически все, летающие в России.
— На какие показатели вы рассчитываете выйти в ближайшее время?
— На данный момент наш целевой показатель — 2 млн пассажиров в год. Мы будем к нему стремиться. Это тот объем пассажиропотока, который наш аэропорт способен комфортно обслуживать с точки зрения удобства пассажиров и экипажей воздушных судов.

— Какой будет инфраструктура вокруг аэропорта?
— Внутри аэровокзального комплекса предусмотрены места для объектов торговли, ресторанов, кафе, места отдыха для пассажиров. Но и за пределами аэропорта жизнь существенно изменится. Мы собираемся создать благоприятные условия для предпринимателей. Уверены, что бизнес сам проявит активность и на наших глазах этот район будет стремительно развиваться.
— Как открытие аэропорта повлияет на развитие туризма и туристической инфраструктуры в Абхазии?
— Это будет серьезный шаг в развитии транспортной инфраструктуры нашей страны. Восточная Абхазия несправедливо оставалась незамеченной на туристической карте. При этом ее природные условия, рекреационный потенциал, культурные объекты не хуже, чем в западной части. Мы рассчитываем, что открытие аэропорта даст существенный скачок в развитии экономики и социальной сферы Гульрипшского, Очамчирского, Ткуарчалского и Галского районов.
Куда пойдет абхазская железная дорога
— Какие есть планы по развитию автодорожной и внутренней железнодорожной инфраструктуры?
— Планы по развитию автодорожной инфраструктуры в Абхазии формируются в рамках взаимодействия с Российской Федерацией. У нас ежегодно утверждается инвестиционная программа. Отдельным пунктом в ней предусмотрены ремонт и строительство автодорог. По мере возможности мы восстанавливаем не только республиканскую трассу, но и районные, проселочные дороги, чтобы улучшить доступность населенных пунктов и мест массового посещения туристами.
Железная дорога на данный момент проходит от российской границы до порта Очамчира, хотя мы активно обсуждаем различные варианты восстановления полотна на всей территории Абхазии, вплоть до Гала. Пассажирское сообщение действует только до Сухума, но мы планируем продлить его до Очамчиры. Есть также планы запустить электричку «Ласточка» до сухумского аэропорта. Они пока только обсуждаются, но мы очень надеемся, что при поддержке российских коллег сможем их реализовать.

— Насколько железнодорожная инфраструктура готова к транзитным перевозкам? Есть ли технические проекты, какие инвестиции необходимы?
— Данная транзитная железная дорога существовала в советское время, поэтому есть соответствующие проекты. Проблема заключается в техническом состоянии полотна и всей инфраструктуры — от Очамчирского района до границы с Грузией. По предварительным оценкам, восстановление обойдется примерно в 40 млрд рублей. Ни конкретных проектов, ни сметы нет. В будущем мы обязательно найдем возможности для реконструкции.
Абхазия станет портовым хабом
— В России наблюдается нехватка портовых мощностей в Черном море. Какие существуют планы развития сухумского и очамчирского портов?
— Морской транспорт и порты — отдельный элемент транспортной инфраструктуры, над которым мы тоже серьезно работаем. Сухумский порт ориентирован в большей степени на пассажирские перевозки, а очамчирский, учитывая его возможности и географическое расположение, — на перевалку грузов. За 2024 год через них прошло порядка 800 тыс. тонн продукции.
В районе очамчирского порта был построен интермодальный контейнерный терминал. Это очередной шаг к тому, чтобы Абхазия могла предоставить услуги по транспортировке, в том числе и транзитной, для российских и других заинтересованных компаний. Ожидаем, что в ближайшее время терминал заработает на полную мощность.
— Основная доля перевозок — это перевалка угля в очамчирском порту для Турции?
— Речь идет о всей номенклатуре грузов, которые попадают в Абхазию и проходят через ее порты. Доля угля, который в том числе завозится из РФ и проходит транзитом, достаточно значительная.

— Какие у Абхазии основные морские торговые партнеры?
— Россия, Турция и все остальные страны, куда есть возможность доставить грузы через наши порты.
Как решить энергетические проблемы Абхазии
— Насколько эффективно используется потенциал ИнгурГЭС? Планируется ли строительство малых гидроэлектростанций и восстановление тех, что существовали ранее?
— У правительства есть план выхода из кризиса, связанный с программой реновации нашей электроэнергетической отрасли. Сейчас он обсуждается с российскими коллегами. Поставлены несколько задач. Первая — навести порядок в учете потребляемой энергии, повысить дисциплину по ее оплате. Это автоматически приведет к снижению объемов потребления и сокращению дефицита.
Вторая задача — поиск дополнительных источников генерации на территории республики. Мы рассматриваем ряд проектов по реконструкции и восстановлению трех перепадных ГЭС, которые во время войны были практически разрушены. Помимо единой энергосистемы, у нас было порядка 24 малых гидроэлестростанций на небольших реках. Но большинство из них не функционирует. Мы планируем их развивать, работа уже ведется. В высокогорных селах Кодорского ущелья действуют мини-ГЭС турбинного типа, которые обслуживают несколько домовладений.
Кроме того, есть частники, которые устанавливают солнечные панели, осуществляют выработку и хранение электроэнергии. Люди используют их для снижения дневного потребления, что положительно влияет на наши сети в целом. Мы это всячески поощряем, будем мотивировать и граждан, и компании активнее устанавливать солнечные панели, а также использовать альтернативные источники энергии.

Реализация этих мер должна существенно улучшить ситуацию в электроэнергетике. Думаю, в ближайшие годы дефицит электричества никак не будет сковывать и ограничивать социально-экономическое развитие нашей страны.
— Примерно 70% потребителей не имеют приборов учета электроэнергии. Как можно быстро решить эту проблему?
— Ситуация кардинально меняется. Мы установили около 25 тыс. современных приборов учета, которые позволяют вести онлайн-мониторинг и принимать соответствующие меры. Это практически 30% от общего количества абонентов. В этом году были приняты планы по их дальнейшей установке. Абоненты-юрлица практически полностью оснащены современным оборудованием.
— Майнинг криптовалюты в Абхазии запрещен. Но видео в Сети показывают, что он продолжается после возобновления поставок энергии из России. Что делать с этой проблемой?
— В интернете много чего показывают, но это не всегда соответствует действительности. В Абхазии есть такая проблема. На протяжении нескольких лет мы активно с ней боремся, поскольку из-за дефицита электроэнергии не располагаем условиями для майнинга.
У нас неплохие показатели по оборудованию, изъятому у майнеров. Мы укрепляем законодательную и нормативно-правовую базу, которая позволяет правоохранительным и надзорным органам эффективнее бороться с этим явлением. Курс ближайших лет — запрет и борьба с майнингом.
Читайте также:
Революция в Абхазии: кто за кого, будет ли большая ссора с Россией
Абхазию хотят поссорить с РФ? Кто на самом деле стоит за митингами в Сухуме
Нужна ли России Абхазия или лучше отдать ее Грузии?
Грузию не пускают в Евросоюз. Устроит ли Запад там новый Майдан
Россия лишает денег Абхазию: что случилось, какое будущее ждет Сухум