В России сложилась достаточно тревожная ситуация с производственным травматизмом, влекущим за собой как полную потерю трудоспособности, так и смерть работников. Об этом говорят данные Роструда. Бросается в глаза и тот факт, что больше половины (55%) всех несчастных случаев связано с плохой организацией производства. Речь идёт о нарушениях трудового распорядка и дисциплины, а также о недостаточной подготовке лиц, ответственных за охрану труда.
Как оказалось, самая травмоопасная сфера деятельности в РФ по итогам 2018 года — строительство. На стройках гибнут чаще (21%), чем на других производствах. Далее идут обрабатывающие отрасли (17% смертей), сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство (13%). На четвёртом месте — деятельность, связанная с транспортировкой и хранением (12%), на пятом — добыча полезных ископаемых (8%). Всего в прошлом году на производстве произошло 5,4 тысячи несчастных случаев с тяжёлыми последствиями — на 13% меньше, чем в 2017-м (6,1 тысячи). Более трети из них (34%) — падение работника с высоты. Из общего числа происшествий 1,4 тысячи привели к гибели работников, тогда как в 2017 году таковых было 1,7 тысячи.
Три главных причины
Основных причин производственного травматизма — три. Первая — минимальное внимание к обеспечению безопасности труда со стороны работодателей. Как правило, инвентарь для защиты работников от возможных повреждений в полном объёме обеспечивается только на крупных предприятиях. Причём речь идёт о необходимом минимуме. По данным статистики, ежегодно на каждого работника отечественные компании тратят около 1,5–3 тысяч рублей, тогда как в Европе на охрану труда одного человека уходит в среднем €5 тысяч.
Второй фактор — вредные условия труда, на которые в России часто не обращают внимания. Это касается как промышленных, так и строительных объектов. Наконец, третья причина — коррупция. Многие руководители предприятий предпочитают использовать свои «связи» и давать взятки, чтобы соответствующие органы закрыли глаза на нарушения правил охраны труда. О том, чтобы потратиться на обеспечение нужного уровня безопасности на производстве, они не думают.
В целом ситуация очевидна: в России ценность человеческой жизни невелика, и если работник погибнет или покалечится, то работодатель, по большому счёту, не будет за это отвечать. Если, конечно, речь не идёт о массовой гибели людей, где-нибудь на шахте. С точки зрения экономической целесообразности предприятиям невыгодно заботиться о безопасности работников, — говорит старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е. Гайдара Сергей Жаворонков.
Другая крайность
В США, по его словам, если человек пострадал на производстве, можно с работодателя «слупить» в прямом смысле миллионы долларов. Конечно, это другая крайность (за небольшую травму можно получить совершенно космическую компенсацию), но такое положение вещей очень дисциплинирует работодателей.
Отдельная тема — гастарбайтеры, многие из которых не понимают по-русски. Высокий уровень травматизма — прямое следствие сложившейся практики найма неквалифицированной, дешёвой рабочей силы. Кроме того, такая возможность препятствует автоматизации: для уборки снега выгоднее нанять десять таджиков с лопатами, чем купить один роторный снегоочиститель Cat, — рассуждает Жаворонков.
Надеемся на авось
Иначе оценивает ситуацию с производственным травматизмом первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. По его словам, ответственность за несчастные случаи должны нести не столько компании и предприятия, сколько работники, пренебрегающие базовыми правилами безопасности, которые кажутся им незначительными.
Человек по своей природе часто надеется на авось, так уж мы устроены. Но замечу, что с 2010 года в России очень активно развивается сфера охраны труда, постоянно совершенствуется законодательная база, привлекаются новые специалисты, повышается их профессиональный статус. Как следствие, можно проследить сформировавшийся тренд снижения травматизма на производстве, в среднем на 5–8% в год в зависимости от отрасли, — отмечает Сигал.
Конечно, продолжает собеседник News.ru, эта проблема требует внимания, но назвать её особо острой нет оснований: достаточно взглянуть в 10-й раздел Трудового кодекса, где содержится исчерпывающий комплекс мер по предупреждению травматизма на рабочих местах. По словам Сигала, работники должны осознать важность вопросов охраны труда. Кроме того, необходимо обеспечить постоянный контроль за исполнением правил техники безопасности, жёстко наказывать тех, кто регулярно их игнорирует.
Иллюстрацией ко всему вышеизложенному может послужить инцидент в Саратовской области, который произошёл 21 марта на предприятии по производству картона. Руководство незаконно допустило до работы на опасном станке неподготовленного сотрудника. По версии следствия, 35-летний работник включил гофропресс и стал подавать туда бумагу, но в какой-то момент агрегат затянул мужчину, в результате тот получил тяжёлые травмы. Человек не имел соответствующего опыта и не проходил профессиональное обучение. Дело возбудили по статье 143 УК РФ (нарушение требований охраны труда, совершённое лицом, на которое возложена обязанность по их соблюдению, повлёкшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью).