Крупнейший в России производитель сжиженного природного газа (СПГ) НОВАТЭК из-за санкций приостановил создание двух своих заводов в Мурманске и Сабетте. Впрочем, все будущие проекты по экспорту СПГ могут также оказаться под ограничениями. О возможных путях обхода запретов и их последствиях для мировой и российской экономики рассказывает NEWS.ru.
Что известно о заморозке СПГ-проектов НОВАТЭКа
Санкционные ограничения вынудили НОВАТЭК пересмотреть перспективы развития новых проектов в Саббете и Мурманске, пишет «Коммерсант»: строительство мощностей заводов «Мурманский СПГ» и «Обский СПГ» заморожено на неопределенное время.
Насчет Обского газохимического комплекса (ГХК) руководство компании решило продолжить проработку проекта с расчетом на то, что в будущем его можно будет переформатировать под производство карбамида и аммиака (минеральные удобрения выведены из-под санкций, поскольку относятся к жизненно необходимым товарам наравне с лекарствами, сельхозпродукцией и медицинскими изделиями — NEWS.ru).
В НОВАТЭКе понимают, что все будущие проекты по экспорту СПГ окажутся под санкциями, говорят источники издания. Поэтому компания ищет альтернативные пути монетизации своих газовых запасов. Однако, по словам анонимных собеседников, неясно, на какой площадке строить танкеры ледового класса для арктических проектов, как их финансировать и как организовывать трейдинг.
Что предшествовало заморозке СПГ-проектов
24 июня ЕС принял 14-й пакет санкций против России. Они предусматривают в том числе запрет на любые операции по реэкспорту через территорию Евросоюза поставок СПГ в третьи страны. Запрет вступит в силу после переходного периода в девять месяцев. Помимо этого, запрещаются любые новые инвестиции и предоставление товаров, технологий или услуг для завершения строящихся российских проектов по сжижению природного газа (таких как «Мурманский СПГ» и Обский СПГ«).
Что касается проекта «Арктик СПГ-2», где уже запущена первая линия, а вторая готовится к установке, то он испытывает сложности с отгрузкой сырья. Компания планирует перенести срок запуска третьей линии завода с 2026 на 2028 год из-за сложностей с доступом к необходимому оборудованию.
Что представляют собой замороженные проекты
«Мурманский СПГ», состоящий из трех линий по сжижению газа по 6,8 млн тонн в год, и «Обский СПГ» на 6 млн тонн в год должны были стать у НОВАТЭКа следующими после завода «Арктик СПГ-2». Причем «Обский СПГ» должен был реализовываться в Сабетте в паре с Обским ГХК.
При этом «Мурманский СПГ» считался наиболее перспективным проектом, особенно в условиях санкций. Компания планировала принять обязательные инвестиционные соглашения уже в этом году.
Сейчас НОВАТЭК сосредоточен на завершении строительства «Арктика СПГ-2» и налаживании отгрузок с проекта. Напомним, «Арктик СПГ — 2» является вторым крупнотоннажным заводом НОВАТЭКа (с 2017 года работает «Ямал СПГ»). Проект предусматривает строительство на Гыданском полуострове в ЯНАО трех линий по сжижению газа мощностью 6,6 млн тонн в год каждая.
Каковы последствия санкций против российского СПГ
Для мира в целом
По прогнозу Международного газового союза (IGU), американские санкции против «Арктика СПГ -- 2» и запрет на транзит СПГ из РФ в портах Евросоюза могут привести к перебоям поставок в мире.
Новые заводы по производству СПГ в Катаре и США в течение еще нескольких лет не будут введены в эксплуатацию. Возраст около четверти производственных мощностей по сжижению газа в мире превышает 20 лет, отмечают эксперты. Нагрузку на систему поставок этого вида топлива также оказывают риски судоходства в Красном море и рост спроса на СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это еще больше увеличивает возможность дефицита.
Для Евросоюза
Санкции, которые бьют по российским газовым проектам, рикошетят по европейской экономике. Пока ЕС активно закупает наш газ перед отказом от поставок из Суджи. «Но рано или поздно переполненные сейчас газохранилища оскудеют, придется покупать топливо у арабских и американских партнеров по очень непривлекательным ценам», — говорит в беседе с NEWS.ru главный аналитик Neomarkets Олег Калманович.
Как ранее писал NEWS.ru, в условиях высокого спроса большинство поставщиков предпочитают продавать СПГ в страны Юго-Восточной Азии — туда, где больше платят. И ограниченное предложение из России только подстегнет рост цен на СПГ из других стран, прогнозирует Калманович.
Для России
Эксперты сходятся во мнении, что санкции наносят удар не столько по экономической составляющей, сколько по технологической. «Поиск финансирования, строительство танкеров, организация трейдинга — все эти аспекты уже ставят под вопрос реализацию проектов НОВАТЭКа», — отмечает в беседе с NEWS.ru основатель «Школы практического инвестирования» Федор Сидоров. По его словам, шансы компании получить импортную технику для «Мурманского СПГ» и «Обского СПГ» сейчас «крайне низкие».
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков напоминает, что все ранее заявленные к строительству в России СПГ-заводы Вашингтон уже внес в черные списки (в том числе «Арктик СПГ», «Мурманский СПГ» и «Обский СПГ», ГХК, завод СПГ в Усть-Луге). «Это означает, что никакие экономические контакты с ними невозможны. Если даже мы сможем построить и запустить эти заводы, то дальше встанет вопрос, как вывезти их продукцию (проблемы уже есть и у „Арктика СПГ -- 2“. — NEWS.ru) и найти покупателям на этот объем», — объясняет собеседник NEWS.ru.
Исключения составляют проект «Ямал-СПГ» и завод по производство сжиженного газа, построенный в рамках проекта «Сахалин-2». «Но Россию будут постепенно выдавливать с газовых рынков. И не исключено, что и против этих проектов США введут санкции, чтобы тем самым расчистить рынок сбыта для себя», — рассуждает Юшков.
Что касается ограничений со стороны Евросоюза, то он еще в 2022 году ввел санкции на поставку в РФ оборудования для СПГ. «На своем оборудовании мы можем строить только малотоннажные и среднетоннажные СПГ. Крупнотоннажные никогда не строили и соответствующее оборудование не производим», — продолжает эксперт.
Но это еще полбеды. Другая проблема — строительство танкеров-газовозов.
Ранее предполагалось создание 15 газовозов ледового класса Arc7 на судоверфи «Звезда» в сотрудничестве с Южной Кореей. «Но в 2022 году южнокорейцы ушли. А с нуля построить СПГ-танкеры крайне сложно, опыта такого у нас нет», — признает Юшков. Выходом, по его мнению, может стать кооперация с китайскими судостроителями, чтобы с их помощью строить суда на «Звезде».
Но, опять же, это лишь частичное решение проблемы. Ключевым фактором для обхода санкций может стать создание собственных технологий и производства оборудования для СПГ, а также поиск новых поставщиков оборудования, указывает Федор Сидоров.
Читайте также:
ЕС принял 14-й пакет санкций против России с ограничениями транзита СПГ
Мир может столкнуться с глобальной проблемой из-за санкций против России
Европа закупает все больше СПГ в РФ. А как же отказ от нашего топлива?