Меры Банка России по модернизации обрабатывающей промышленности и развитию инфраструктуры должны быть приоритетными по отношению к удержанию инфляции на уровне 4%. Дополнительные 4,1 трлн рублей, которые ожидает соцсфера страны в ближайшие годы, могут оказать существенный эффект для экономики, если регулятор опустит ключевую ставку в реальном выражении ниже нулевой отметки, сообщили NEWS.ru в Институте комплексных стратегических исследований (ИКСИ).
В январе в своём послании к Федеральному собранию Владимир Путин пообещал поддержку малоимущим семьям, а также владельцам сертификатов на выплаты по маткапиталу. В текущем году расходы на эти цели, по оценке Минфина, составят 383,3 млрд рублей, в 2021 году — 776,5 млрд, за четыре года — 4,1 трлн рублей. По мнению начальника отдела аналитических исследований ИКСИ Сергея Заверского, данные меры должны сопровождаться снижением ключевой ставки регулятора.
Нужно признать, что ликвидировать имеющееся отставание по конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности от зарубежных компаний без стимулирующих мер нам не удастся, а недоступность кредитных ресурсов и неразвитость финансовой системы в целом — одна из ключевых причин нашей низкой конкурентоспособности. Соответственно, в этих условиях вполне возможно, что уровень реальной ключевой ставки может опускаться даже ниже нулевой отметки.
По мнению аналитиков ИКСИ, сдерживание роста цен со стороны Банка России в текущих условиях способствует стагнации в экономике, а проводимая денежно-кредитная политика напоминает замкнутый круг. Меры правительства по повышению доходов нивелируются увеличением инфляции, которая, в свою очередь, вызывает повышение ключевой ставки ЦБ. Последнее «охлаждает» экономику и способствует снижению доходов. А кабинет министров снова принимает решение улучшить благосостояние россиян.
Если дополнительный спрос на внутреннем рынке не будет подкреплён аналогичным конкурентоспособным предложением, то выделение 4,1 трлн рублей прежде всего приведёт к росту цен и увеличению доли импорта, считают в ИКСИ.
Если денежно-кредитная политика подчинена только одной цели — контролю за инфляцией, то любые отклонения инфляции от цели могут трактоваться как основание для её ужесточения (или для сохранения её жёсткости), что в последние годы у нас и происходит. В этой ситуации дополнительные доходы граждан могут рассматриваться Центральным банком как риск, в ответ на который он и будет корректировать свою политику, — рассказал NEWS.ru Заверский.
Собеседник подчеркнул, что не приветствует резкие скачки цен, но видит разумные отклонения от целевого значения в 4% вполне допустимыми на этапе контролируемой модернизации. Финансовые меры должны помогать банкам привлекать капитал и превращать сбережения в инвестиции. В противном случае стагнация в экономике продолжится.
Центробанк 7 февраля понизил ключевую ставку на 25 базисных пунктов, до 6%. Кроме того, вероятность дальнейшего снижения довольно высока, говорила изначально глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Однако решение об этом будет принято после анализа экономической ситуации в стране. С тех пор мировые рынки, и прежде всего российский, буквально вспыхнули от волатильности.
В последний раз у регулятора практически не было аргументов против снижения ставки. Фактическое значение инфляции по итогам 2019 года было ниже целевых значений ЦБ и достигло 3%, а в первом полугодии 2020-го, предположительно, будет ещё ниже. На принятие решения влиял фактор замедления деловой активности и слабый потребительский спрос на внутреннем рынке. В 2013 году экономика выросла на 2,5%, а 2018 году — на 1,3%. Реальные располагаемые доходы россиян выросли в прошлом году всего на 0,8%, а объёмы потребкредитования замедляются. Наконец, на снижение ключевой ставки указывали текущие параметры рынка облигаций федерального займа (ОФЗ), которые закладывают снижение в 0,5 п.п.
Среди проинфляционных факторов выделялось решение увеличить размеры соцвыплат, о которых говорил Владимир Путин, а также ситуация с коронавирусом в Китае. Его распространение уже сейчас привело к замедлению мировой экономики и огромному снижению цен на энергоресурсы. В частности, нефть марки Brent опускалась до $25. Последствия сказались на курсах валют — доллар стоил больше 81 рубля.
Заверский рассказал NEWS.ru, что снижение ставки станет сигналом рынку о готовности экономического блока кабмина Михаила Мишустина идти на серьёзные меры для ускорения роста экономики страны.
Ряд экспертов уверены, что регулятору и кабмину необходимо улучшить взаимодействие. На это, в частности, указывали аудиторы Счётной палаты в недавнем отчёте. В нём говорится, что между ЦБ и правительством отсутствует регламент по развитию и обеспечению стабильности финансовых рынков. Это создаёт риски недостижения целей, установленных документами стратегического планирования. Такие же проблемы и в сфере денежно-кредитной политики.
Снижение ставки рефинансирования позволит частично снизить стоимость банковского финансирования и, как следствие, себестоимость продукции, но с большой долей вероятности эта мера даст лишь краткосрочный эффект. Дальнейшими последствиями такого шага в условиях РФ станет скачок инфляции и увеличение оттока капитала, ведь товары потребления в большей степени импортируются. Таким образом, деньги уйдут не в российскую экономику, а также вырастет долговая нагрузка населения, что в свою очередь приведёт к снижению покупательной способности.
По словам эксперта, для конкуренции с импортом будет эффективно повышать производительность труда, которая уже сегодня возможна к реализации через внедрение роботизации и повышения интеллектуальной составляющей в производственной себестоимости. Однако эта мера требует существенных затрат со стороны государства.