Цены на повседневные товары и продукты за год выросли на 14%, следует из данных исследовательского холдинга «Ромир». Особенно оптовые цены на лососевые в центральных регионах страны выросли на 1,6–2% перед Новым годом. В список анализируемых товаров вошли мясо и рыба, сыр, молоко, варёная колбаса, яйца, сосиски и другие повседневные вещи. Однако главный вопрос к «Ромиру» - по какому региону ведомство замеряло рост цен, акцентирует заместитель директора Института «Центр развития» НИУ ВШЭ (Москва) Валерий Миронов. Дело в том, что цены очень сильно различаются по регионам. А это вызывает множество сомнений в серьёзных обобщениях относительно роста в 14%.
Из непродуктовых товаров в список "Ромира" вошли разные виды одежды, обувь, туалетная бумага, лекарства, бытовая химия и средства личной гигиены.
В этом году темп повышения цен на товары обусловлен ростом курса валют: множество продуктов на рынке являются импортными (например, овощи, фрукты, концентраты для соков). Для ещё большего количества категорий характерны закупки зарубежного сырья. Скидки большинства ретейлеров в сентябре и октябре могли стать одной из причин стабилизации цен в эти месяцы, — сказала «Известиям» исполнительный директор «Ромира» Инна Караева.
Цены в магазинах на протяжение года менялись скачками, реагировали с небольшой задержкой на изменения курсов валют и на изменения в налоговом законодательстве. Например, на повышение НДС до 20%, которое влияло на стоимость товаров в течение всего 2019 года. В «Ромире» отметили, что производители и ретейлеры меняли стоимость товаров практически одновременно.
Данные «Ромир» не удивительны: инфляция в этом году резко ускорилась, объясняет финансовый консультант Иван Капустянский. Даже по официальным данным индекс потребительских цен вырос с рекордно низкого значения 2,3% с начала года до 4% на текущий момент. При этом стоит отметить, что продовольственная инфляция и инфляция на товары повседневного пользования всегда самая высокая. Ближе всего ее отражает показатель инфляции, наблюдаемой населением, медианное значение которой составило 10,7%. Этот показатель входит в семейство показателей, отражающих динамику индикаторов инфляционных ожиданий.
Очевидно, что продовольственная инфляция сильнее всего ударила по наименее обеспеченным гражданам России. Это обусловлено тем, что львиную долю бюджета таких людей всегда занимают расходы на продукты и вещи первой необходимости.
Ключевыми причинами ускорения инфляции стали: падение национальной валюты и финансирование дефицита государственного бюджета по средствам эмиссии денежных средств. С начала года рубль обвалился почти на 20% по отношению к доллару США и более чем на 30% по отношению к евро.
В свою очередь, из-за падения цен на нефть дефицит бюджета резко вырос, напоминает Капустянский. Напомню, что бюджет России на 30% зависел от нефтегазовых доходов. ЦБ РФ фактически начал покрывать выпадающие доходы, предоставляя займы коммерческим банкам под залог ОФЗ. Соответственно, коммерческие банки с удовольствием скупали ОФЗ на аукционах Минфина.
Людям свойственно сильнее замечать рост цен на те товары, которые дорожают быстрее, замечает доцент кафедры «Фондовые рынки и финансовый инжиниринг» факультета финансов и банковского дела (ФФБ) РАНХиГС Сергей Хестанов. Поэтому любые опросы граждан всегда показывают более высокий рост цен, чем официальная инфляция. Инфляция действительно растёт, но гораздо меньше, чем 14%. Связано это с ослаблением рубля, так называемым эффектом переноса. По мере стабилизации рубля замедлится и инфляция.
Потребительская инфляция всегда выше так называемой официальной. Это характерно не только для России. Обычно разница уменьшается при росте экономики и увеличивается при спаде. Так что ничего необычного не происходит.
Кроме того, добавляет заведующий Центром анализа социальных программ и рисков Института социальной политики ВШЭ Сергей Смирнов, надо понимать, что во многом инфляция является персональной, ведь кому-то нужны лекарства, а кому-то нет, кому-то нужно поменять гардероб, а кому-то он ещё год послужит.
Поэтому каждая конкретная семья рост цен ощущает по-своему. Безусловно, для бедных потребительская корзина дорожает гораздо быстрее, чем для остальных. И очевидно, что дешёвые товары дорожают быстрее.