Работа по определению параметров финансирования новых нацпроектов РФ вступила в завершающую стадию. Всего на 2019 год дополнительные бюджетные ассигнования предлагается утвердить в объёме 1,17 трлн рублей. Из них 790 млрд рублей уйдёт на 12 нацпроектов: демография, здравоохранение, жильё и городская среда, экология, безопасные автодороги, производительность труда, наука, цифровая экономика, культура, поддержка малого и среднего бизнеса, несырьевой экспорт.

Издержки процесса

Правительственная рабочая группа во главе с первым вице-премьером Антоном Силуановым отклонила около двух третей заявок министерств на дополнительные расходы по проектам — если бы они были удовлетворены, определённые на шестилетку 8 трлн рублей потратили бы за три года, пишет «Коммерсант». В этом году бюджетный процесс идёт трудно: только на 2019 год ещё не распределённые расходы нацпроектов составляют 440 млрд рублей. Минфин категорически не хочет отдавать эти деньги под цели и задачи, которые он считает недоработанными или неубедительными. Ведомству Силуанова нужны «железные» аргументы.

Всего же на связанные с нацпроектами мероприятия, согласно достаточно приблизительным бюджетным калькуляциям до 2024 года, предполагается потратить около 16 трлн рублей. Экономический блок правительства намерен строго следовать букве «майских указов» президента Путина, в которых сформулированы 12 главных задач: все без исключения нацпроекты, по словам Силуанова, будут профинансированы в полном объёме. Как уточнил руководитель Минфина, национальный проект отличается от государственных программ или приоритетных проектов двумя моментами: во-первых, ответственность за него несёт лично министр, во-вторых, проекты, которые длятся электоральный цикл (шесть лет), разбиваются на этапы. А каждый этап сверяется с поставленными президентом целями.

Фото: Антон Кардашов/АГН «Москва»

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Количество и качество

Ключевыми нацпроектами, без которых остальные неосуществимы, многие эксперты называют те, что легли на плечи вице-премьера Татьяны Голиковой. Согласно программе Минэкономразвития, она отвечает за демографию, здравоохранение, образование и науку. То есть, за области, напрямую определяющие количество и качество трудовых ресурсов, а в перспективе — рост экономических показателей. Нацпроект «Демография» (3,55 трлн рублей) предусматривает строительство яслей для детей в возрасте до трёх лет, в 2019—2020 годах эти расходы утроятся по сравнению с текущим уровнем. Что касается здравоохранения и образования, то после масштабных сокращений госрасходов в бюджетной сфере 2014−2015 годов многие врачи и учителя (прежде всего, в регионах) оказались в тяжелейшей ситуации, а между тем, речь идёт о вложениях в человеческий капитал, считающийся главным условием выстраивания конкурентной экономики.

Предполагается, что нацпроекты улучшат не только количественные показатели — число больниц и школ, учебных мест. Если, скажем, брать отечественную систему образования, то здесь надо менять некие стержневые принципы. России не нужны избыточные кадры по специальностям, не востребованным рынком труда. И в то же время в стране очевиден дефицит по инженерным кадрам — тем людям, кто действительно может ответит на новые технологические вызовы.

Сергей Жаворонков, старший научный сотрудник Института экономической политики им Е. Гайдара:


Совершенно возмутительно, что эти национальные проекты формируются тайно. Что мешало их опубликовать, обсудить — как это делается с обычными законопроектами? Такая таинственность вызывает вопросы — почему расходы повышаются, на что пойдут дополнительные ресурсы? Какие результаты будут достигнуты, никто не говорит. Если мы вспомним «майские указы» Владимира Путина, то там конкретно говорилось о намерении повысить зарплату учёных и врачей в два раза выше среднего по региону. Конечно, это всё не было выполнено, но теперь нет даже такой конкретики. Одна из крупнейших статей расходов в нацпроектах — дороги, на неё планируется потратить почти 8 трлн рублей. Но за последние десять лет не заметно, чтобы в строй вводились какие-то магистрали. Рост дорожного полотна меньше, чем в 90-е годы. Непонятно, на что потратят финансовые средства — неужели на всё то, чтобы перекладывать асфальт? Или построят мост, который никому не нужен, и по которому нечего возить? Складывается впечатление, что идея «национальных проектов» придумала для того, чтобы побольше денег заработали подрядчики.