Спустя семь лет пиво и вино возвращаются на АЗС — отменён запрет 2011 года на торговлю слабым алкоголем на автозаправках. Это решение правительство приняло, чтобы стабилизировать розничный топливный рынок и повысить рентабельность компаний. Речь идёт, прежде всего, об интересах владельцев небольших АЗС, чья доходность все последние годы падала, а издержки росли. По оценкам опрошенных News.ru экспертов, мера эта оправдана, абсолютно необходима и не угрожает ростом потребления алкоголя.

Запрет 2011 года под градом критики

Решение принято на сентябрьском совещании у вице-премьера Дмитрия Козака. Его участники поддержали идею члена Совета Федерации от Астраханской области Геннадия Орденова, сообщили «Ведомости». Проект поправок в закон о регулировании алкогольного рынка, разрешающий продажу спиртных напитков крепостью до 16,5% на АЗС, сенатор внёс в Госдуму ещё в январе 2017 года. Орденов пояснил, что никакой связи между употреблением алкоголя и возможностью купить его на заправке нет: пиво и вино часто продают буквально в двух шагах от АЗС. Кроме того, в 2010 году в России произошло 11,8 тысяч ДТП с участием нетрезвых водителей, а в 2015-м, через четыре года после принятия запрета, цифра выросла на четверть — до 16 тысяч.

В конце апреля идею подхватили в Независимом топливном союзе (НТС), объединяющем 38 компаний — владельцев АЗС. Глава НТС Павел Баженов направил на имя премьера Дмитрия Медведева письмо с просьбой разрешить продавать алкоголь на АЗС. В противном случае, по его словам, из-за низкой маржинальности торговли бензином владельцам заправочных станций придётся повышать цены. Если запрет 2011 года снимут, доходы заправок, по оценке Баженова, вырастут примерно на 5%, а прибыль от продажи сопутствующих товаров — на 30%. В письме говорилось, что без предоставления дополнительных услуг невозможно развивать сеть или модернизировать существующие станции. И что в магазинах при АЗС вероятность продажи некачественного алкоголя сведена к нулю.

Торговля при АЗС — общемировой тренд

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Эксперты сходятся во мнении, что сейчас небольшие независимые АЗС на бензине почти не зарабатывают, соответственно, им надо позволить продавать сопутствующие товары, такие как пиво и вино. Сегодня дополнительный заработок нужен им как никогда. Торговля при АЗС — общемировой тренд, во многих странах заправки заинтересованы в росте доходов от нетопливных услуг, а в России эта потребность, пожалуй, сильнее, чем где бы то ни было.

Весной 2018 года топливо резко подорожало, и тогда правительству удалось договориться с нефтяными компаниями: те согласились удержать розничные цены на существующем уровне, а кабинет министров — снизить акцизы. Нефтяники своё обещание выполняют, и нынешний шаг государства выглядит неким поощрением, актом благодарности по отношению к ним. Впрочем, это лишь часть истории.

Решение о снятии запрета назревало давно, идею поддерживали сразу несколько влиятельных федеральных ведомств — Минпромторг, Минэкономразвития и ФАС. Их представители заявляли, что продажа алкоголя на заправках ничем не отличается от продажи в придорожных магазинах, на которые запрет не распространяется.

Главным противником идеи оказался Минздрав. Основной довод его чиновников: продажа на АЗС пива и вина может стимулировать импульсивную покупку алкоголя человеком, который этого не планировал. Соответственно, возрастает риск появления на дороге нетрезвого водителя с последующим созданием аварийных ситуаций с его участием.

Закон 2011 года запрещает продажу алкогольной продукции на автозаправочных станциях, во всех видах общественного транспорта и на остановках, на оптовых и розничных рынках, на вокзалах и в аэропортах (кроме Duty Free), на военных объектах и в местах массового скопления граждан. В пояснительной записке к документу говорилось, что он направлен на защиту экономических интересов государства, на противодействие нелегальному производству и обороту алкогольной продукции.

Евгений Аркуша, президент Российского топливного союза:

Евгений АркушаФото: IBUSINESS.RUЕвгений Аркуша
Естественно, мы — за. Более того, мы активно поддерживаем это решение. На этот счёт огромное количество было писем и обращений в правительство, в том числе от нашей организации. К сожалению, сейчас торговля топливом на заправках повсеместно убыточна. Реализация сопутствующих товаров — это единственный, по сути, источник дохода для независимых АЗС, мера, которая спасёт их от закрытия. Разрешение на продажу алкоголя, конечно, принесёт владельцам автозаправок дополнительный доход. Раньше около 40% доходов от продаж «сопутки» приходились на алкогольную продукцию. К росту потребления алкоголя это не приводит, не приведёт и сейчас. Речь идёт об обычных магазинах при АЗС, у нас сегодня никто в магазины пешком не ходит, в те же гипермаркеты все на машинах приезжают.

Что касается цен на бензин… Чтобы они не росли, нужны какие-то экономические рычаги. К сожалению, всё, что у нас сегодня происходит в нефтяной отрасли, подчинено интересам Минфина. Это — насыщение бюджета при высоких ценах на нефть, при слабом рубле, при повышении акцизов. Чтобы сдерживать цены, надо не повышать акцизы, надо курс рубля привязать к ценам на нефть. При сегодняшних ценах на нефть он должен быть где-то около 40 рублей за доллар, а не 67, как сейчас. И тогда сложится нормальная экспортная альтернатива, не будет стимулов отправлять топливо на экспорт. Внутренний рынок должен быть премиальным по отношению к экспорту. Чем больше топлива останется внутри страны, тем ниже будут цены на него.

Сергей Дроздов, старший аналитик «Финам»:

Сергей ДроздовФото: PRPROF.RUСергей Дроздов
Этот вопрос у нас остро встал несколько месяцев назад, когда цены на бензин резко пошли вверх. Автозаправки крупных производителей типа ЛУКОЙЛа и «Роснефти» могут обойтись и без этого решения. Но частные игроки на автомобильно-топливом рынке, конечно же, находятся на грани рентабельности. Им приходится проводить оптимизацию своих расходов, что зачастую отражается на качестве топлива. Думаю, продажа слабого алкоголя на заправках никакого негативного эффекта не окажет. А позитивный вполне ожидаем — эта мера поможет независимым АЗС, не входящим в крупные топливные концерны, увеличить маржу. Если, скажем, взять европейский опыт, там достаточно противоречивая тенденция. Допустим, в Германии алкоголь на заправках продаётся, причём в широчайшем ассортименте. А в Нидерландах даже пиво нельзя продавать на АЗС. В любом случае, нужно помочь независимым заправщикам. Что касается вопроса, будет ли больше людей садиться за руль в не вполне трезвом состоянии, думаю, ответ прост: кто хочет, тот всегда выпьет. Не забудем, что в России существуют достаточно серьёзные штрафы, водителей лишают прав за вождение в пьяном виде. Эта система работает, и большинство автовладельцев давным-давно отказались от попыток «проскочить».

Сергей Жаворонков, старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е. Гайдара:

Сергей ЖаворонковФото: RBC.RUСергей Жаворонков
К решению отношусь положительно. Я вообще считаю, что введённые за последние лет 10 ограничения по торговле алкоголем и сигаретами совершенно бессмысленны и направлены на сознательное причинение неудобств потребителю. Они не выгодны никому, это — следование концепциям, выработанным в нескольких зарубежных странах. Там эти правила тоже вызывают много споров и не являются общественным консенсусом. Поэтому я — за любые действия, направленные на либерализацию в этой сфере. Безусловно, отмена запрета положительно скажется на рентабельности АЗС. В ситуации, когда у автозаправок маленькая маржа, на этом можно зарабатывать. В Норвегии, например, где цены на АЗС регулируются государством, это служит основным заработком станций. На наших АЗС, особенно в провинции, а не в Москве, всегда видно: половина находящихся в зале людей зашли не заправится, а перекусить, что-то купить.

Если говорить о стоимости бензина, то замечу: в России она не следует за мировыми ценами на нефть. Когда мировые цены растут, у нас дорожает и бензин. А вот когда те падают в два раза, у нас почему-то топливо в два раза не дешевеет, как это было в 2014 году. На внутреннем рынке у нас слабая конкуренция, поскольку существуют региональные картели, и типичной моделью рынка является какая-нибудь дочерняя сбытовая компания одной из вертикально интегрированных компаний или какая-то местная АЗС, дружественная губернатору. В условиях, когда количество таких заправок очень невелико, им легко договориться между собой и держать цену.