Деятельность российских авиакомпаний может быть полностью или частично приостановлена. С этим грозным предупреждением выступил гендиректор авиакомпании «Сибирь» Владимир Объедков. Он убеждён, что попытка Минтранса локализовать в РФ системы бронирования авиабилетов чревата самыми печальными последствиями как для авиаперевозчиков, так и для пассажиров. Опрошенные News.ru эксперты разделяют эти опасения.

Длительная и затратная миграция

В лучшем случае инициатива Минтранса обернётся «длительной (три-четыре года) и затратной миграцией в другие системы бронирования», заметил Объедков в письме на имя президента Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимира Тасуна. В послании, с текстом которого ознакомились «Ведомости», гендиректор «Сибири» (входит в S7 Group) также предположил, что при вступлении в силу ведомственной меры российские авиакомпании не смогут взаимодействовать с партнёрами по авиационному бизнесу Oneworld, а иностранные перевозчики-партнёры — продавать билеты на внутренние рейсы S7. В результате S7 будет терять в год не менее 5 млрд рублей выручки.

Речь идёт о проекте правительственного постановления, представленном Минтрансом в начале июля. Согласно документу, с 1 января 2020 года серверы и базы данных с информацией о продажах авиабилетов, наличии мест, регистрации пассажиров и багажа на рейсы должны быть перенесены на территорию России. Предусматривается создание автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок (АИС ОВП). Цель — «обеспечение суверенитета Российской Федерации на внутренних воздушных перевозках, безопасности персональных данных пассажиров и противодействие терроризму». За выполнением требований будут следить Роскомнадзор и Ространснадзор. Очевидно, что это — ещё один шаг правительства к разработке национальных информационных систем, сродни единой платежной системе «Мир».

Нужного функционала нет

Сейчас услугами иностранных провайдеров пользуются несколько крупнейших отечественных авиакомпаний. «Аэрофлот» связан с американской Sabre, «Уральские авиалинии» и S7 — со швейцарской SITA, «Победа» — с американской Navitair. Почти все остальные российские авиаперевозчики, включая Utair, работают с российской «Сирена-трэвел». И только авиакомпания «Азимут» применяет разработанную Ростехом и аэропортом Внуково Национальную систему бронирования (НСБ).

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Российские провайдеры не отвечают требованиям авиаперевозчиков, у них пока нет функционала, чтобы обеспечить работу в глобальных авиационных альянсах. Однако, по мнению менеджеров «Сирены-трэвел» и НСБ, к которым обратились «Ведомости», «Победа» и «Уральские авиалинии» (не входят в глобальные альянсы), могут с лёгкостью перейти к отечественному провайдеру.

Есть ли вообще смысл

«Идея, что нужно всё перенести в Россию, не нова, но дело в том, что система бронирования билетов является международной, — пояснила News.ru директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова. — Да, у нас есть закон о локализации персональных данных, в соответствии с которым сведения о россиянах должны храниться на территории РФ. Но этот закон выполняется весьма условно и частично, поскольку в ряде сфер экономики такой перенос данных нецелесообразен и лишён смысла».

Россия — участник международного соглашения по авиаперевозкам, и потому требование перенести сервера в Россию звучит достаточно странно, говорит эксперт. Дело в том, что когда человек летит за рубеж, факт его прибытия в аэропорт назначения должен быть известен не только Российской Федерации, но и другим странам.

«С этим связаны определенные параметры хранения данных при бронировании авиабилетов, — отмечает Ирина Левова. — И я не могу не согласиться с директором авиакомпании „Сибирь“, что инициатива Минтранса чревата остановкой, хотя бы частичной, авиасообщения. По-моему, это просто бессмысленное дублирование всего того, что существует в мире, и участником чего Россия является уже сейчас».

Требуется просчёт последствий

По словам собеседника News.ru, попытка перенести всё на родную почву оправдана лишь в тех сферах экономики, которые связаны с национальной безопасностью. В остальных случаях нужно подходить к каждому вопросу индивидуально, просчитывать экономические и технологические последствия, чётко понимать, насколько станет услуга дороже для граждан и насколько будет затруднено её получение.

Ранее гендиректор онлайн-сервиса по бронированию билетов Biletix Александр Сизинцев высказал предположение, что российские перевозчики смогут без больших потерь и в указанный срок подстроиться под новые правила.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

«Указанные в проекте нормы схожи со вступившим в силу в мае 2018 года в ЕС обновленным Регламентом обработки персональных данных (GDPR), который предъявляет аналогичные требования к хранению персональных данных пользователей на территории ЕС», — рассказал он.

По словам Сизинцева, Россия, где успешно работают собственные системы бронирования, выступает «догоняющей» страной в рамках международной тенденции. Разговоры о необходимости принятия проекта ведутся уже пять лет и ни для кого не являются неожиданностью.