Несмотря на то что рэп считается оппозиционным и контркультурным музыкальным жанром, в России появляется все больше патриотов — приверженцев этого стиля. Они читают тексты про Донбасс, выступают для солдат на новых российских территориях и поддерживают военных. Почему рэперы транслируют такую повестку в текстах и с какими трудностями сталкиваются — в материале NEWS.ru.
Уезжают ли рэперы из России на фоне СВО
В начале СВО рэпер Наверное Поэт работал программистом и задумывался об отъезде из РФ. В итоге он остался в стране и выразил готовность помогать российской армии.
«На тот момент я не был сильно вовлечен в музыку. Были также моменты тревоги, не буду отрицать. Несмотря на это, я принял решение не покидать страну. Если возникнет необходимость и меня призовут в армию, я готов использовать свои знания в области технологий для поддержки наших вооруженных сил, в том числе для разработки дронов», — сказал Ярослав Сергеев в беседе с NEWS.ru.
Рэпер Рич собирался впервые в жизни отдохнуть в Греции, однако ему пришлось отменить свои планы после начала специальной военной операции.
«Виза мне пришла в день начала СВО на дом. Соответственно, никуда я не поехал. Я написал про это песню „Правильно, ничего“. То, что я никуда не уеду из России, я понял примерно лет в 14 или 13. С тех пор у меня ничего в этом плане не менялось. Я ни с кем не поссорился — ни с родственниками, ни с друзьями, ни с товарищами. С годами мой круг сформировался таким образом, что мы сходимся в фундаментальных вещах», — рассказал Ричард Семашков NEWS.ru.
Члены группы «ПослеZавтра» заявили, что не задумывались об отъезде из страны.
«Хотелось и хочется сейчас сквозь призму нашего творчества рассказывать об истории великой страны, героях и людях, проживающих в ней. Абсолютное большинство наших близких восприняли СВО с патриотическим рвением и готовностью в любой момент быть в строю. Были знакомые, которые смотрели по-другому на данные события, но мы с ними не поддерживали близких отношений, поэтому их не пришлось разрушать», — заявили представители группы в беседе с NEWS.ru.
Рэпер Плетка отметил, что не думал о переезде в другую страну. «Начал изучать информацию о военной экипировке и мониторить один из маркетплейсов. Цены взлетали на глазах. За три недели комплект обмундирования „Ратник“, который стоил 5000 рублей, вырос до 20 000 рублей. Первые мысли были собрать экипировку — собрал. Все близкие давно понимали, к чему идет дело. Переживали за пацанов, что будет дальше», — сказал Константин Плеткин в беседе с NEWS.ru.

Рэперы выступают в Донбассе
Рич ездит в Донбасс с 2014 года.
«Тогда я посещал регион с гуманитаркой и выступлениями, — объяснил исполнитель. — Прекрасно помню, что люди ждали начала СВО каждый день. И вот наконец-то дождались. С самого начала операции я думал, как дать концерт в поддержку жителей Донбасса. Списывался по этому поводу с рэпером Ремом Диггой. Теперь я периодически езжу туда за ленточку, даю концерты, помогаю чем могу, словом, делаю все, как раньше», — рассказал артист.
Плетка еще не выступал в зоне СВО, но ездит туда как блогер-волонтер с гуманитарными грузами от «Союза Русских Фанатов» и фонда «Родные места».
«Возим МТО (материально-техническое обеспечение ВС РФ. — NEWS.ru), параллельно беру интервью у футбольных фанатов в зоне СВО, я сам из этой сферы. Мы возим помощь не только для военных, но и для гражданских, устраиваем детские футбольные турниры на приграничных территориях. На пятый день событий под Курском приехали большим составом, собрали 1,2 миллиона в виде гуманитарной помощи», — резюмировал Плеткин.
Наверное Поэт рассказал, что хотел выступить в Донбассе, но не получил ответа от властей.
«У нас были мысли по поводу поездки в зону СВО. Мы обсуждали возможность организации концертов. Мы даже планировали использовать свою музыку и клипы для поддержания морального духа военных. Готовы были выступать бесплатно и писали обращения к депутатам с предложениями организовать такие концерты. Однако, к сожалению, мы не получили ответа», — сказал Сергеев.
Группа «ПослеZавтра» неоднократно выступала в зоне СВО. «Всегда едем туда с большим удовольствием, выступаем для военнослужащих и жителей. Замечаем положительный отклик, чувствуем по обратной связи, что люди в тех местах нас, россиян, любят, ждут мирную жизнь и видят свое будущее только в составе Российской Федерации. Наше призвание как музыкантов — поднять им настроение и дух, помочь пережить сложный период в жизни», — пояснили члены группы.

Рэперы работают с концертными и стриминговыми площадками
После начала СВО одна из самых известных стриминговых площадок Spotify ушла из России. Сервисы Apple Music и YouTube Music удалили песни ряда исполнителей, которые поддерживают Россию. Среди пострадавших в том числе оказалась группа «ПослеZавтра».
«Цифровые площадки в основном имеют западные корни. Наше творчество не всегда удобно. Некоторые наши песни до сих пор там недоступны, так как, по мнению цензоров, „они несут провокационный контекст“. Мы боремся с этим. При этом со стороны организаторов концертов никакого отторжения нашего творчества нет. Мы рады выступать везде, где нас ждут», — заметили артисты.
Наверное Поэт обратил внимание на то, что представители ряда концертных площадок предвзято относятся к его творчеству.
«Нас стали обвинять, что мы пророссийские артисты, и некоторые организаторы концертов начали отказываться от сотрудничества с нами именно по этой причине. Очень странно. Такой подход со стороны площадок усложнил нашу работу. Это отразилось на количестве концертов и гастролей. Но мы продолжаем делать свою работу и находим возможности для выступления», — заключил исполнитель.
Между тем Рич не заметил изменений в работе со стримингами и концертными площадками. Рэпер объяснил это тем, что в его текстах не поднимаются слишком резонансные темы. «Я никогда не читал про запрещенные вещества и не высказывался в пользу наших оппонентов. Мне всегда была чужда либеральная идея, поэтому у меня никогда не было проблем, что вполне логично», — объяснил Семашков.

Как СВО влияет на рэп-культуру
Все рэперы сошлись во мнении, что СВО сплотила российскую музыкальную сцену. Члены группы «ПослеZавтра» заметили, что слушатели начали больше ценить русское слово и народную музыку.
«В настоящее время россияне больше слушают наши песни на русском языке, чем до начала СВО. Очень хочется верить, что такое количество песен на военно-патриотическую тематику от исполнителей разной величины — это не дань времени и моде, а естественное желание», — подчеркнули представители коллектива.
По мнению Плетки, СВО разделила музыкантов на тех, кто заявляет в творчестве о поддержке страны, и на тех, кто этого не делает. Однако нужна разная музыка, отметил он.
«Необязательно делать песни про СВО. Если все песни будут такими, то можно сойти с ума. Важна поддержка на духовном уровне. Безусловно, появился околовоенный фольклор», — заключил рэпер.
Рич подчеркнул, что благодаря СВО россияне вспомнили, что у них есть своя культура. «Кроме того, существует огромное количество проблем в культуре, — отметил исполнитель. — Мы довольно коряво, нелепо и провинциально начали поднимать эти вопросы. Мы их будем решать еще очень долго, но хорошо, что этот путь начался, потому что до спецоперации даже подумать о нем было невозможно. Мы занялись идентичной русской музыкой, за что нужно сказать спасибо СВО».
Наверное Поэт заявил, что благодаря спецоперации в треках музыкантов появились патриотические мотивы.
«Я также рад, что в этот период появились такие исполнители, как Татьяна Куртукова. В трудные времена искусство становится более влиятельным и самобытным, чем в спокойную эпоху», — заявил рэпер.

Как изменилась работа продюсера на фоне СВО
Продюсер, создатель петербургского клуба «Ионотека» и директор независимого лейбла Ionoff Music Александр Ионов рассказал, что, несмотря на политическую ситуацию, цензуры в его проектах крайне мало.
«Мне пришлось попросить наших диджеев (в „Ионотеке“. — NEWS.ru) не ставить треки Верки Сердючки с очевидными проукраинскими текстами. Звукорежиссерам дана инструкция выключать звук при попытках озвучить какие-то вражеские лозунги со сцены, ведь идиотов хватает в любой стране. Но в целом цензуры крайне мало. У людей есть понимание, что можно и что нельзя делать в наше непростое время», — заметил Ионов.
Сам он не считает, что нужно прощаться с музыкантами из-за различий в политических позициях.
«Кто-то уехал навсегда, кто-то вернулся. Это нормально для молодых ребят — заблуждаться, искать ответы на вопросы и находить свой путь. Большинство из них остаются в России — это для меня многое значит», — рассказал Ионов.
Он подчеркнул, что не требует, чтобы музыканты разделяли его политические взгляды, однако разногласий не возникает.
«На удивление молодые ребята сами кричат „Слава России!“ на концертах, иногда даже громче музыки, это потрясающе! Взлет неформального молодежного патриотизма — это своеобразный ответ на негативные высказывания оппозиции, которая, сидя на Западе, называет русских „рабами“ и „орками“. Моя личная позиция никак не касается репертуара клуба. Даже если играют сомневающиеся артисты или далекие от политики люди, музыка и общение для клуба важнее», — отметил продюсер.
По его мнению, места уехавших артистов заполнятся уже через несколько лет. «Их число постепенно восполняется, через пару лет мы это перестанем чувствовать. Это можно сравнить с разводом. Какое-то время вам не хватает человека, затем его место в душе заполняется другими людьми. Ежедневно в России за гитару берутся сотни тысяч подростков — делайте выводы», — заключил он.
Читайте также:
«Выступил бы для украинских раненых»: Сукачев об СВО, Путине, предателях РФ
Дуэт с Ютой, поддержка СВО, совет патриоту: куда пропал Сергей Галанин
Составлен список российских артистов, которые воюют в зоне проведения СВО