Лидеры России и Азербайджана Владимир Путин и Ильхам Алиев созвонились, чтобы обсудить крушение лайнера AZAL, летевшего из Баку в Грозный. Путин принес извинения за инцидент, который произошел в российском небе, и рассказал, что в момент трагедии города Кавказа подвергались атаке украинских беспилотников и работали российские средства ПВО. Тем временем на место гибели самолета в Актау уже прибыли бразильские эксперты, которые займутся расшифровкой черных ящиков. Что известно о причинах и обстоятельствах крушения Embraer, кто и как будет вести расследование — в статье NEWS.ru.
За что Путин принес извинения Алиеву
Президенты России и Азербайджана Владимир Путин и Ильхам Алиев созвонились в субботу, 28 декабря, чтобы обсудить инцидент с пассажирским лайнером Azerbaijan Airlines («Азербайджанских авиалиний»). Разговор состоялся по инициативе Москвы.
«Владимир Путин принес свои извинения в связи с тем, что трагический инцидент произошел в воздушном пространстве России, и еще раз выразил глубокие и искренние соболезнования семьям погибших, пожелал скорейшего выздоровления пострадавшим», — сообщила пресс-служба Кремля.
Путин рассказал, что пассажирское судно, потерпевшее потом крушение в Казахстане, неоднократно пыталось зайти на посадку в аэропорту Грозного. В разговоре было отмечено, что украинские БПЛА в это время атаковали не только Грозный, но и соседние Моздок и Владикавказ, а российские средства ПВО отражали эти нападения, следует из текста сообщения Кремля.
Кроме того, российский лидер сообщил, что Следственный комитет РФ в связи с трагедией возбудил дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта (ст. 263 УК). Он заверил, что ведутся первичные следственные действия, допрашиваются гражданские и военные специалисты.
В Кремле добавили, что двое сотрудников Генпрокуратуры Азербайджана, которые находятся в Грозном, работают совместно со специалистами Генпрокуратуры и СК РФ, все представители Москвы, Баку и Астаны тесно сотрудничают для расследования катастрофы.
Что рассказали в Азербайджане о причинах крушения лайнера AZAL
Лайнер смог совершить аварийную посадку в Казахстане благодаря мужеству и профессионализму пилотов, заявил в свою очередь Алиев.
«В ходе телефонного разговора Алиев отметил, что пассажирский самолет, принадлежащий „Азербайджанским авиалиниям“, подвергся внешнему физико-техническому воздействию во время нахождения в воздушном пространстве России, полностью потерял управление и был направлен в сторону города Актау в Казахстане», — сообщила пресс-служба азербайджанского лидера.
Алиев указал, что на фюзеляже зафиксированы пробоины, а пассажиры и члены экипажа получили ранения еще будучи в воздухе. Президент добавил, что свидетельства выживших бортпроводников и пассажиров самолета подтверждают факт внешнего физико-технического воздействия.
Азербайджанский лидер отметил: для расследования причин катастрофы в Актау сформирована комиссия из международных экспертов. По его словам, она уже приступила к работе. Кроме того, стороны договорились, что следствие будет прозрачным для общественности.
Что заявили в Казахстане о причинах катастрофы самолета AZAL
Лайнер был поврежден за пределами Казахстана, подтвердил и вице-премьер республики Канат Бозумбаев, который возглавляет правительственную комиссию по расследованию. «На данный момент, по предварительным данным, эксперты приходят к выводу, что самолет получил повреждения за пределами воздушного пространства Республики Казахстан. В связи с этим следственной оперативной группой назначены различного рода экспертизы», — заявил Бозумбаев.
По его словам, назначены судебно-медицинские, гистологические экспертизы, а также молекулярно-генетическая экспертиза.
Также 28 декабря по инициативе российской стороны состоялся телефонный разговор Владимира Путина с лидером Казахстана Касым-Жомартом Токаевым.
Лидеры стран обменялись соболезнованиями в связи с крушением лайнера и договорились оставаться в постоянном контакте как по вопросам, связанным с расследованием всех обстоятельств трагического инцидента с азербайджанским самолетом, так и по актуальным темам дальнейшего развития российско-казахстанского сотрудничества.
Как следует из сообщения Кремля, стороны исходят из того, что казахстанская правительственная комиссия, занимающаяся расследованием всех деталей произошедшего, привлечет к расшифровке бортовых самописцев, обнаруженных на месте авиакатастрофы, экспертов из России, Азербайджана и Бразилии. Эта работа, проводимая на территории Казахстана, будет носить объективный и прозрачный характер.
Утром в субботу президент Казахстана Токаев провел специальное совещание, посвященное трагедии под Актау. «Правительственной комиссии и генеральной прокуратуре совместно с другими уполномоченными органами поручено обеспечить всестороннее и объективное расследование авиакатастрофы», — сообщила пресс-служба главы государства.
Токаев призвал не допускать фейков о причинах и обстоятельствах крушения лайнера и заслушал доклады чиновников, ответственных за расследование и ликвидацию последствий: вице-премьера, главу Минздрава, руководителя Комитета национальной безопасности, генпрокурора, главу МВД.
В Минтрансе Казахстана сообщили, что уполномоченные по расследованию от Центра расследования и предотвращения авиационных происшествий Бразилии уже прибыли в Актау.
Как произошла авиакатастрофа 25 декабря под Актау
Утром 25 декабря Embraer E190AR, который направлялся из Баку в Грозный, потерпел крушение недалеко от аэропорта казахстанского города Актау. На борту находились 67 человек, из них 38 погибли, в том числе семеро россиян. Всего внутри лайнера находились 16 граждан России, 42 гражданина Азербайджана (37 пассажиров и пять членов экипажа, выжили 16 человек). Среди погибших — оба пилота самолета. Кроме того, на борту были шесть граждан Казахстана (никто не выжил) и три гражданина Киргизии (все выжили).
Лайнер подвергся воздействию извне, заявил 27 декабря министр цифрового развития и транспорта Азербайджана Рашад Набиев. По мнению руководителя ведомства, об этом свидетельствует вид обломков: на крыле видны пробоины, а внутри и на фюзеляже имеются повреждения от различных режущих инструментов. Тип оружия, использованного при вмешательстве, установит следствие, указал Набиев.
Когда появится первый отчет о гибели лайнера AZAL
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) в субботу выразила готовность содействовать выяснению причин гибели самолета. «В интересах обеспечения авиационной безопасности ИКАО готова оказать поддержку этому расследованию, назначив своего эксперта, который будет направлен на место происшествия в качестве наблюдателя в составе международной следственной группы», — заявили в организации.
ИКАО также призвала государства-члены содействовать расследованию — в соответствии с приложением 13 к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция). Приложение требует подготовки предварительного отчета в течение 30 дней с момента аварии, а окончательного — в течение года, говорится в заявлении.
Таким образом, первый отчет о причинах катастрофы теоретически должен появиться не позднее 24 января.
Читайте также:
«Неуместно»: Песков отреагировал на заявление США по крушению Embraer
Крушение самолета Баку — Грозный: последние новости 28 декабря, заявления
В МИД РФ назвали политическим заказом слухи о переговорах с Баку и Астаной
Откуда дырки в разбившемся самолете Баку — Грозный: версии, был ли теракт