О ситуации вокруг карабахского конфликта, а также о предупреждении посольства США и визите спецпредставителя ЕС по Южному Кавказу Тайво Клаара рассказал в интервью # эксперт по международному праву, выпускник Кембриджского и Гарвардского университетов по различным дисциплинам в области экономики и права Фархад Мирзоев.

— Как вы оцениваете заявление посольства США, призвавшего своих граждан воздержаться от поездок за пределы Абшерона, а также призыв резервистов на сборы? Можно ли сказать, что к сегодняшней ситуации уже все были готовы?

— Заявление посольства США — вполне стандартная юридическая процедура, исходящая из инструкций и внутренних правил Госдепартамента и в целом стратегии государства по защите собственных граждан от любой угрозы, представляющей опасность для их жизни. Такие заявления публикуются с различной периодичностью практически с первых дней открытия диппредставительства США в Азербайджане, т. к. армяно-азербайджанский конфликт вокруг Нагорного Карабаха до сих пор не разрешён и оккупация азербайджанских территорий имеет всё еще место быть на протяжении свыше двух десятков лет. Кроме того, в периоды каких-то локальных военных столкновений такие призывы учащаются. Полагаю, это обычная стандартная практика и не стоит воспринимать ее как какой-то намёк или как-то иначе интерпретировать ...

Ситуация с армяно-азербайджанским конфликтом вокруг Нагорного Карабаха всегда была и остается взрывоопасной, т. к. основная проблема — это продолжающаяся оккупация территории одного суверенного государства со стороны вооружённых сил другого государства. Полагаю, оспаривать это никто не будет, а если таковые всё-таки найдутся, то им достаточно будет взглянуть на четыре резолюции Совета Безопасности ООН (822, 85, 874 и 88), резолюции ПАСЕ, резолюции ЕС и дело Чирагова и других против Армении (Chiragov and others v Armenia), рассмотренные Европейским судом по правам человека.

В таком случае, чисто с точки зрения международного права, любое государство, которое подверглось агрессии, имеет право на самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН. Без каких-либо сомнений, Азербайджан обладает правом применить адекватную силу против любого агрессора, который осуществил оккупацию его международно-признанных территорий. То есть, пока имеет место незаконная оккупация азербайджанских территорий, шансы на военное столкновение всегда будут весьма высокими.

Единственным основанием «снизить градус» в этом конфликте может быть деоккупация всех азербайджанских территорий и возвращение к цивилизованному диалогу о достижении мирного соглашения с Азербайджаном.

Фархад МирзоевФото: m.zerkalo.azФархад Мирзоев

— Как вы оцениваете последние столкновения с точки зрения международного права?

— Как я уже отметил, на протяжении всего времени данного конфликта с точки зрения международного права у Азербайджана есть законное право на самооборону. Термин «начать войну» сам по себе в корне неправильный. Азербайджан никогда не начинал войны против какой-либо страны и, насколько знаю, такого намерения не имеет. Всё, о чем мы говорим — это адекватное применение силы в качестве ответной реакции на любой вид агрессии со стороны другого государства или определённых сил, поддерживаемых какими-либо государствами. С юридической точки зрения правильно это называть «осуществление права на самооборону».

Азербайджан не на словах, а на деле доказал мировому сообществу, что он приверженец мирных переговоров и строго следует нормам и принципам международного права, а именно принципу мирного разрешения международных споров. На протяжении 26 лет Азербайджан вёл переговоры с Арменией и терпел всякие провокации, оставаясь приверженцем озвученных норм и принципов международного права. Но любое терпение нельзя испытывать вечно! Последние военные провокации на армяно-азербайджанской границе в районе Товуза, гибель азербайджанских военных и мирного жителя и фактический срыв мирных переговоров армянской стороной являются серьезным аргументом для азербайджанской стороны для осуществления Азербайджаном права на самооборону для деоккупации своих территорий, незаконно захваченных и удерживаемых больше двух десятков лет.

Последние провокационные действия, предпринимаемые со стороны Армении, в том числе заселение оккупированных территорий террористами ПКК и боевиками из Ливана, Сирии и прочих стран, набор добровольцев, военные учения для армянских женщин под лидерством первой леди Армении, скопление войск и техники на линии фронта, а также агрессивная риторика армянских официальных лиц о стратегии «новые территории в обмен на мир и узаконивание оккупации азербайджанских территорий», повышают шансы на то, что Азербайджан может принять в скором времени адекватные меры в целях самообороны. Единственным шансом предотвратить это является оказание необходимого давления на Армению со стороны мирового сообщества для того, чтобы она немедленно приостановила все указанные агрессивные действия.

Какие шаги ожидает Баку от Москвы – Фархад МирзоевФото: facebook.com/pg/ArmeniaMOD

— Какова позиция России? Смогут ли и на этот раз армяне обратиться за помощью к Москве, чтобы оттуда позвонили в Баку?

— Россия — одна из стран сопредседателей Минской группы ОБСЕ, играющая важную роль в регионе, и является важным посредником в данном конфликте. Азербайджан и Россия заключили больше десятка соглашений о стратегическом сотрудничестве, и в последние годы сотрудничество между странами движется лишь по возрастающей, и такое сотрудничество основано на суверенном равенстве сторон.

В данном случае Азербайджан от России как страны, с которой его связывает общая история, культура и ценности, ожидает конструктивной позиции касательно нынешней эскалации. Азербайджан и его общественность приветствовала недавние заявления министра иностранных дел РФ относительно срыва переговоров со стороны Армении и ее ответственности за эскалацию ситуации, а также необходимости деоккупации азербайджанских территорий.

На мой взгляд, такой и должна быть позиция великой державы, постоянного члена Совета Безопасности ООН и стратегического партнёра, основанная на фундаментальных принципах международного права. Кроме того, Россия абсолютно не заинтересована в наличии такого военного обострения у своих южных границ и между двумя своими стратегическими партнерами.

Как я отметил ранее, отношения РФ и Азербайджана основаны на суверенном равенстве сторон и стратегическом партнёрстве. С точки зрения международного права, речь не идёт о том, что одно государство может принудить другое государство остановить осуществление ею права на самооборону в ответ на агрессию. Единственным органом, способным законно, в соответствии с международным правом, остановить военные операции по осуществлению права на самооборону, является Совет Безопасности ООН, постоянным членом которого является и Россия.

Учитывая авторитет и влияние России на обе стороны и в регионе в целом, на неё ложится бремя посреднической и миротворческой миссии, в том числе вклада в снижение нынешней напряжённости и военной эскалации. Является неоспоримым то, что, в силу ряда обстоятельств, Россия обладает всем арсеналом средств, чтобы помочь в разрешении данного конфликта на основании международного права и снизить возможность нового военного противостояния. Это то, чего от России ожидает Азербайджан и его народ.

Какие шаги ожидает Баку от Москвы – Фархад МирзоевФото: kremlin.ru

— С официальным визитом в Баку был также и спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу Тойво Клаар. Как вы думаете, как в ЕС и в целом мировое сообщество относятся к ситуации вокруг карабахского конфликта? Будут ли они пытаться предотвратить войну и есть ли у них желание и, главное, возможность предотвратить эскалацию?

— ЕС — важный экономический партнёр Азербайджана и имеет большие интересы в регионе. Азербайджан играет ключевую роль в обеспечении энергетической безопасности Европы, а посему любое обострение ситуации в регионе не в ее интересах. Позиция ЕС чётко была обозначена им в Резолюциях 2216 (2009) и 2315 (2012).

ЕС подтвердил, что обеспокоен незаконной оккупацией азербайджанских территорий и призвал Армению положить этому конец. Поэтому позиция ЕС четко выражена в указанных резолюциях. ЕС весьма пассивен в регионе в данных вопросах, но позиция его будет однозначно нацелена на немедленное приостановление военных действий и предотвращение гибели людей, и он будет ратовать за мирное разрешение конфликта. Полагаю, что желание у ЕС предотвратить эскалацию есть, но по ряду причин возможности весьма ограниченны и, как я отмечал ранее, тут всё-таки более эффективную роль может и должна сыграть Россия.

Источник: zerkalo.az