Решение Международного уголовного суда (МУС), выдавшего ордер на арест президента России Владимира Путина и детского омбудсмена Марии Львовой-Беловой, вызвало противоречивую реакцию в мире. При этом Римский статут — договор об учреждении МУС ратифицировали лишь 123 страны из 251 государства и территорий. В теории только те, кто присоединился к договору, должны соблюдать его. Готов ли мир поддержать решение Гааги? Об этом — в материале NEWS.ru.
МУС пригрозил выдачей новых ордеров
В самом Международном уголовном суде заявляют, что, несмотря на выдачу ордера, планируют добиваться взаимодействия с Россией. Комментируя выдачу ордера на арест Владимира Путина, генеральный прокурор Международного уголовного суда Карим Хан заявил, что сотрудничество с Россией необходимо для расследования еще нескольких судебных дел, в которые якобы могут быть вовлечены российские политики.
«Я буду и дальше искать сотрудничества с Российской Федерацией в вопросе ситуации на Украине. Мы без колебаний подадим новые ходатайства об ордерах на арест, когда этого потребуют доказательства», — заверил Хан.
Карим Хан
Как оценили в ООН вероятность дальнейшего членства России
Вскоре после публикации новостей о выдаче ордера Генассамблея Организации Объединенных Наций пояснила, что, несмотря на решение МУС, Россия не утратила и, вероятно, никогда не утратит членство в ООН.
«Россия — член Генассамблеи (ГА) ООН — это не изменилось и не изменится, если только Совбез и Генассамблея не примут иные формы», — заявила представитель председателя Генассамблеи ООН Полина Кубиак.
По ее словам, при необходимости руководство Генассамблеи по-прежнему готово встречаться с Путиным и обсуждать политические вопросы лично. Где территориально могли бы проходить такие встречи, Кубиак не уточнила.
Полина Кубиак
Какую позицию заняли США, не ратифицировавшие МУС
Президент США Джо Байден одобрил решение Международного уголовного суда и похвалил организацию за «сильную позицию». При этом Соединенные Штаты не ратифицировали Римский статут. Считается, что Пентагон не хочет сотрудничать с Гаагским трибуналом, опасаясь, что тот может потребовать выдачи американских солдат, совершивших преступления в Ираке, Афганистане и других странах.
«МУС нами не признан на международном уровне, но я все равно полагаю, что это (выдача ордера на арест российского президента. — NEWS.ru) — очень сильный аргумент», — отметил Байден.
Что пообещали в Германии
В Германии также поддержали решение МУС. Министр юстиции страны Марко Бушман пообещал подчиниться ордеру и «сразу же арестовать Путина, если он окажется в Германии».
«МУС быстро свяжется с Интерполом и потребует принудительного исполнения. Затем Германия будет обязана арестовать президента Путина и передать его МУС, если он въедет на территорию ФРГ», — заявил политик.
Также он призвал не останавливаться на достигнутом и искать новые меры, которыми, по его мнению, можно оказывать давление на Россию.
Марко Бушман
Мнения во Франции разделились
Париж заявил, что «оказывает полную поддержку МУС, а также украинским судам, которые способствуют достижению этой цели».
Ранее, в годовщину начала СВО министр иностранных дел Франции Катрин Колонна отметила в интервью, что «уже в первые недели [боевых действий] мы направили на места команды судмедэкспертов и жандармов, которые работали вместе с украинцами, чтобы помочь им собрать доказательства и задокументировать факты».
При этом депутат Европарламента от Франции Тьерри Мариани считает, что ордер на арест российского президента — «пропагандистская акция».
«Решение МУС — это акция в пропагандистской войне, а не юридический акт. Оно не будет иметь никакого результата в правовом поле. Все это нелепо, не более чем пиар-акция в пропагандистской войне», — заявил парламентарий.
Что удивляет Вучича
В ратифицировавшей Римской статут Сербии к инициативе МУС отнеслись скептически. Президент страны Александр Вучич считает, что у ордера будут «очень плохие последствия», и что действия МУС показывают неготовность Запада говорить о мире на Украине.
«Я не уверен, что это было достаточно мудрое решение или просчитанное. <...> Мой вопрос таков — теперь, когда вы обвинили его <...>, с кем вы собираетесь говорить?» — вопрошает Вучич.
При этом он прямо так и не ответил на вопрос журналистов о том, как будут действовать сербские силовики в случае визита Путина, отметив лишь, что это «бессмысленный вопрос».
Александр Вучич
Камбоджа усомнилась в реальности применения ордера
Тем временем премьер-министр Камбоджи Хун Сен считает бессмысленным сам ордер от МУС. Хоть азиатская страна и признает решение Международного уголовного суда, глава государства сомневается, что решение хоть как-то поможет выйти из кризиса.
Более того, Хун Сен опасается, что в итоге решение МУС может привести к ядерной войне.
«Разве Путин согласится быть арестованным „по-хорошему“? Если МУС попытается арестовать его, российские власти этого так просто не позволят», — выразил обеспокоенность политик.
Может ли Путин спокойно ехать в Китай?
В Китае, где никогда не признавали юрисдикцию МУС, к ордеру на арест отнеслись равнодушно. Пекин призвал международный суд научиться занимать объективную и беспристрастную позицию и избегать двойных стандартов.
«МУС должен занимать объективную и беспристрастную позицию, уважать юридический иммунитет, которым обладает глава государства в соответствии с международным правом», — заявил официальный представитель МИД Китая Ван Вэньбинь.
А глава КНР Си Цзиньпин не только приехал с трехдневным визитом в Москву 20 марта, но и пригласил российского президента посетить Китай.
Си Цзиньпин
В Зимбабве припомнили США вторжение в Ирак
Решением Гааги выдать ордер на арест российского лидера возмущен глава Национального собрания (парламента) Зимбабве Джекоб Муденда. В ходе второй Международной парламентской конференции «Россия — Африка», прошедшей 19–20 марта в Москве, он заявил, что ордер на арест президента России показывает, что Запад обращается с международным правом как хочет.
«Вспомните Великобританию и США, которые вторглись в Ирак под предлогом, что там разработали оружие массового уничтожения. Хоть потом и оказалось, что его не было, до сих пор против этих стран не ввели никаких санкций», — подчеркнул мнением Муденда.
ЮАР затруднилась четко ответить, что будет с поездкой Путина на саммит БРИКС
На август намечен визит Путина в ЮАР на 15-й саммит БРИКС. Но учитывая, что ЮАР признает юрисдикцию МУС, неизвестно, что теперь будет с августовской поездкой российского президента.
«Мы, как правительство, осознаем наше юридическое обязательство. Однако в период до саммита мы будем продолжать взаимодействовать с соответствующими заинтересованными сторонами», — избежал четкого ответа представитель главы ЮАР Винсента Магвенью.
Что изменится для президента России при зарубежных поездках
Потенциальная поездка Путина в ЮАР теперь потребует более глубокой политико-правовой проработки со стороны администрации президента, компетентных органов и МИД РФ, отметил в беседе с NEWS.ru доцент кафедры Европейского права МГИМО Николай Топорнин.
«Хоть ЮАР и член МУС, он может не следовать указаниям об ордере, — говорит Топорнин. — Так уже бывало в прошлом, когда МУС выдал ордер на арест президента Судана Омара аль-Башира, но он приезжал в ЮАР и его там никто не арестовал».
Эксперт пояснил, что у МУС нет своих оперативных правоохранительных служб, которые могли бы приводить в исполнение решения Гаагского трибунала, поэтому суд полагается на силы государств-членов, и компетентные органы каждой страны самостоятельно решают, исполнять постановления суда или нет.
Владимир Путин
«Тем не менее теперь любой выезд, даже в дружественный Таджикистан, ратифицировавший Римский статут, надо тщательно планировать. Сложно предположить, что кто-то может арестовать Путина, но каждая поездка теперь будет требовать более глубокого изучения», — подчеркнул Топорнин.
Тем временем Следственный комитет России (СКР) завел дело на судей МУС, выдавших ордеры на арест Владимира Путина и Марии Львовой-Беловой, обвинив сотрудников Гаагского трибунала в «заведомо незаконном заключении под стражу, а также приготовлении к нападению на представителя иностранного государства, пользующегося международной защитой, с целью осложнения международных отношений».