Глава Украины Пётр Порошенко собирался отправиться в Кишинёв с официальным визитом. Главной сенсацией предстоящей поездки уже стал отказ молдавского президента Игоря Додона встречаться со своим коллегой. В ответ Киев перенёс дату визита с 13 февраля на неопределённый срок. Но вполне возможно, что Порошенко собирался в соседнюю страну, чтобы решить свои личные проблемы.

Ранее Игорь Додон не исключал возможности провести переговоры с главой Украины. При этом с политической точки зрения встреча была бы важна для обоих президентов. Для Порошенко важно заручиться поддержкой лидеров постсоветского пространства, которое неофициально считается зоной российских геополитических интересов. Переговоры с Додоном, которого многие политики в Молдавии считают пророссийским руководителем, стали бы значимой вехой в игре украинского президента на международной арене. Одновременно Киев остаётся одним из главных партнёров Кишинёва, через украинскую территорию молдавские товары попадают на российский рынок, а российский газ — в Молдавию.

Но неожиданно за несколько дней до визита Додон заявил, что никаких переговоров не будет. Как объяснил молдавский лидер, с его стороны было бы некорректным влиять на ход предвыборной кампании в соседнем государстве.

«Что касается встречи. Насколько я понимаю, Порошенко — кандидат в президенты Украины. Мне кажется, что будет неправильно встречаться с ним или любым другим кандидатом. Ни с кем. Потому что если я встречусь с Порошенко, завтра ещё кто-то может сказать, что я приезжаю в Молдову, хочу встретиться с президентом и т.д. Вмешиваться во внутриполитический процесс и борьбу в соседней стране, которую мы очень уважаем, мы не будем», — прокомментировал своё решение Игорь Додон.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Если брать мировую практику, то объяснение Додона выглядит довольно странным. Обычно главы государств принимают даже тех коллег, которые уже проиграли выборы и исполняют свои обязанности последние дни до инаугурации другого человека. Причина этого в том, что глава государства представляет на двусторонних встречах и международных саммитах не только себя и свою администрацию — он также олицетворяют собой преемственность курса страны. Можно предположить, что в Кишинёве, во-первых, подозревают, что Порошенко не сможет переизбраться, то есть принимают его не просто за «хромую утку», а за человека, который скоро вовсе уйдёт из политики. Во-вторых, молдавское руководство не надеется, что другой украинский президент будет в какой-либо степени выполнять прежние договорённости. Правда, Додон всё-таки обещал обеспечить присутствие почётного караула для встречи высокого гостя.

Игорь ДодонФото: Kremlin Pool/Global Look PressИгорь Додон

Не исключено, что лидера республики также смутили давно обсуждаемые в Киеве планы помочь Молдавии «решить вопрос» с непризнанным Приднестровьем. В частности, такое заявление делал министр обороны Украины Степан Полторак. Проблема территориальной целостности остро стоит для Молдавии с 1990 года, но время показало, что решать её надо крайне осторожно. Додон сразу после избрания начал переговоры с руководством Приднестровья, отлично понимая, что процесс будет долгим и изнурительным. Вмешательство Киева может быть совершенно некстати.

Впрочем, ряд экспертов предполагают, что украинский президент рассматривает Молдавию как страну, в которой можно будет укрыться после потери президентского кресла. Свой бизнес с многомиллионными оборотами Пётр Порошенко вместе со своим отцом начинал именно в этой стране — на территории непризнанного Приднестровья. Кроме того, свою юность украинский президент провёл в Тирасполе и Бендерах, и молдавская земля для него отнюдь не чужая.

Сейчас, по некоторым сведениям, Порошенко владеет в Приднестровье солидными активами. В начале 2000-х прежние связи помогли Порошенко почти даром приобрести обанкротившиеся предприятия: в его собственность перешли обувная фабрика «Тигина», Бендерский масло-экстракционный комбинат, Бендерский комбинат хлебопродуктов, местный пивзавод и доля в крупнейшем в регионе Рыбницком металлургическом заводе. Проблема всех этих активов — непонятный правовой статус из-за непризнанности Приднестровья. Для легализации бизнеса Порошенко в своё время активно выступал за реализацию российского плана объединения Молдавии и Приднестровья («меморандум Козака»). План так и не был принят молдавской стороной, и Порошенко решил вложить средства в активы уже на территории, подконтрольной Кишинёву. В этом ему помогла дружба с самым богатым олигархом Молдавии Владимиром Плахотнюком. Благодаря «правильным» знакомствам Порошенко стал владельцем конфетной фабрики, стекольного завода и крупного торгового центра.

Не исключено, что сегодня Порошенко рассчитывает получить в Молдавии убежище после выборов благодаря вложенным средствам. Только возможные сторонники Порошенко в этом вопросе — политические противники Игоря Додона. Сейчас прозападная коалиция имеет большинство в парламенте, который фактически и управляет страной. На 24 февраля в Молдавии назначены выборы, на которых Партия социалистов Додона намерена получить большинство. По всей видимости, молдавский президент не только решил не вмешиваться в украинскую внутреннюю политику, но и снизить влияние Порошенко уже на ситуацию в Молдавии.