12 января 2022 в 21:30

Россия — НАТО: понять друг друга мешает Украина

На заседании Совета Россия — НАТО дипломаты поговорили жёстко ни о чём

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг с Александром Грушко (заместитель министра иностранных дел, Российская Федерация) и Александром Фоминым (заместитель министра обороны, Российская Федерация) Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг с Александром Грушко (заместитель министра иностранных дел, Российская Федерация) и Александром Фоминым (заместитель министра обороны, Российская Федерация) Фото: NATO/via Globallookpress.com/Global Look Press

В среду, 12 января, в Брюсселе впервые за два с половиной года прошло заседание Совета Россия — НАТО (СРН). Оно стало продолжением российско-американских переговоров, прошедших 10 января в Женеве. Российскую делегацию на этот раз возглавляли заместители министра иностранных дел и обороны Александр Грушко и Александр Фомин. Со стороны НАТО в переговорах участвовали генсек Йенс Столтенберг и представители стран — участниц организации, среди которых был и первый заместитель госсекретаря США Уэнди Шерман. Встречу в Брюсселе предваряли заявления Столтенберга о неготовности идти на компромиссы в ключевом требовании России о нерасширении НАТО. В то же время генсек организации не исключил «открытого и осмысленного диалога» с Россией. О том, получился ли он в Брюсселе, — в материале NEWS.ru.

Россия ещё до переговоров сформулировала ключевые требования к США и НАТО: американское ядерное оружие должно быть выведено из Европы, организация должна прекратить развёртывание военных сил у российских границ и официально отказаться от планов принятия в свои ряды Украины и Грузии. Заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков попытался выразить эти требования в одной фразе: «НАТО надо собирать манатки и отправляться на рубежи 1997 года». Постпред США при НАТО Джулианн Смит ответила столь же откровенно: «Альянс не будет возвращаться во времени в совершенно иную эру, когда мы имели совсем другой Альянс с более скромным размахом». Наблюдатели уверены, что подобные заявления уже оставляли сторонам мало шансов договориться.

Сергей Рябков Сергей Рябков Фото: MFA Russia/via Globallookpress.com/Global Look Press

Заседание СРН в штаб-квартире НАТО продлилось около четырёх часов. Итоговую пресс-конференцию генсек Североатлантического альянса Йенс Столтенберг начал со слов о существовании труднопреодолимых серьёзных разногласий между НАТО и Россией, из чего уже можно было сделать вывод о том, что компромисса достигнуто не было.

Столтенберг заявил журналистам, что НАТО готово оказывать поддержку Украине, вопрос о вступлении которой в организацию решают Киев и 30 союзников по НАТО, поскольку каждое государство имеет право выбирать свой путь. А Россия, отметил генсек, не может наложить вето на вступление Украины в Альянс.

Замглавы МИД России Александр Грушко заявил по окончании заседания, что Россия честно и прямо указала НАТО на то, что дальнейшее скатывание ситуации может привести к тяжёлым последствиям для европейской безопасности.

Заседание СРН не могло принести позитивного результата, поскольку его участники предложили разные повестки для обсуждения, отметил в беседе с NEWS.ru бывший начальник международно-договорного управления Минобороны РФ генерал-лейтенант Евгений Бужинский.

Мы предлагаем говорить о гарантиях безопасности Российской Федерации, а для них самое главное — Украина. Из-за этого и были прекращены в своё время заседания СРН. Тогдашний руководитель нашей делегации, я помню, сказал, что бесконечные обсуждения Украины уже надоели. Они хотят добиться отвода российских войск [от границы с Украиной], чтобы развязать руки Киеву, если он изберёт силовой вариант решения проблемы Донбасса. Войска наши им мешают не потому, что они опасаются их нападения [на Украину]. Понятно, что никто нападать [на Украину] не собирается.

Евгений Бужинскийбывший начальник международно-договорного управления Минобороны РФ

Брюссельское заседание Совета Россия — НАТО не принесло ощутимых результатов, кроме того, что стороны окончательно не рассорились. Осторожно прозвучало заявление о возможном начале диалога о взаимном разоружении. Генсек организации предложил восстановить работу дипмиссий в Москве и Брюсселе. Пока эти предложения не отвечают требованиям Москвы о гарантиях безопасности. Но предсказывать конечный результат переговоров в самом начале невозможно. Диалог, если он продолжится, может преподнести много неожиданностей.