На упавшем под Тегераном самолёте ищут следы поражения ракетой
Почему украинский Boeing 737 мог потерпеть крушение

Ситуацию вокруг разбившегося самолёта Boeing 737 авиакомпании «Международные авиалинии Украины» (МАУ), который выполнял рейс PS752 по маршруту Тегеран — Киев, трудно не связывать с иранскими военными нападениями на американские объекты. Эксперты считают версию о технических неполадках преждевременной. По их мнению, совсем не исключено, что пассажирский лайнер потерпел крушение из-за того, что сработали иранские системы ПВО. Масло в огонь добавило посольство Украины в Иране, которое сначала опубликовало сообщение об исключении версии теракта, а затем его удалило с сайта.
Президент Владимир Зеленский поручил генпрокурору Украины Руслану Рябошапке открыть уголовное дело по факту катастрофы, а также провести ревизию гражданского флота.
Должна быть создана следственная комиссия из представителей силовых и профильных ведомств, ответственных за гражданскую авиацию. Независимо от выводов относительно причин катастрофы в Иране необходимо проверить лётную пригодность всего гражданского флота, — сообщил Зеленский.
Украинский лидер добавил, что будут отрабатываться все версии гибели самолёта. 8 января, ориентировочно в 6:00 по местному времени, после взлёта из тегеранского аэропорта имени Имама Хомейни разбился самолёт Boeing 737. Как сообщил министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко, общее число погибших составило 176 человек. Жертвы — граждане семи стран.
Сейчас нам известна следующая информация по странам происхождения погибших в катастрофе PS 752: Иран — 82; Канада — 63; Украина — 2 + 9 (экипаж); Швеция — 10; Афганистан — 4; ФРГ — 3; Великобритания — 3. Выражаем наши соболезнования. Украинские власти продолжают расследование, — сказал министр.

По предварительной версии, самолёт Boeing 737 авиакомпании МАУ потерпел крушение в результате возгорания двигателя по техническим причинам. В первые часы после трагедии украинское посольство в Иране поспешило заверить, что «версия теракта или ракетной атаки в качестве причины катастрофы самолёта авиакомпании МАУ исключена». Соответствующее сообщение появилось на официальном сайте дипломатической миссии, однако позже посольство удалило эти данные. На это обратили внимание журналисты.
Вице-президент по лётной работе МАУ Игорь Сосновский, в свою очередь, заявил: с учётом того, что самолёт набрал высоту 2400 метров, «ошибка экипажа минимальна». Её эксперты МАУ просто не предполагают, сказал Сосновский.
Сейчас авиакомпания приостановила выполнение рейсов в иранскую столицу в связи с трагедией. В пресс-службе МАУ заверили, что делают всё для того, чтобы выяснить причины авиакатастрофы, и пообещали, что по факту крушения самолёта «будет проведено тщательное расследование происшествия с привлечением авиационных властей Украины, Ирана, представителей компании Boeing, авиакомпании, а также Национального бюро расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами на Украине». Реакция последовала и от Росавиации: она рекомендовала российским авиакомпаниям не использовать воздушное пространство над Ираном и Ираком, а также над Персидским и Оманским заливами.
Сейчас на профессиональных форумах авиаторов эксперты обращают внимание на странные отверстия в обломках крыльев и фюзеляжа разбившегося Boeing 737. Они, по их мнению, напоминают повреждения от поражающих элементов ракеты ПВО или ПЗРК.
The rear stabiliser underside looks punctured in those photos. pic.twitter.com/EBNub0KDKN
— The Third Man (@ThirdMan__) January 8, 2020
Странным кажется и то, что график потока поступавших с самолёта данных свидетельствует: они прервались ещё до того, как воздушное судно столкнулось с землёй. Экс-заместитель министра инфраструктуры Украины Александр Кава, который является экспертом по вопросам транспорта, заявил украинским СМИ о том, что он не исключает любые версии произошедшего.
Учитывая, что эта ночь была неспокойной в Тегеране — иранская сторона нанесла ответный удар по военным базам США, то там возможны любые варианты причин крушения. Вплоть до теракта, — сказал Кава.
Действительно, трагедия совпала с ударами Ирана по американским военным объектам в Ираке. Не будет преувеличением сказать, что в эту ночь Тегеран опасался ответных нападений со стороны американских военно-воздушных сил. Другой вопрос, почему Иран не отменил рейсы практически во время ракетной атаки, хотя провинция Керманшах, откуда стартовали ракеты, находится рядом с Ираком и в стороне от Тегерана.
Пока что западные СМИ отмечают, что у Ирана относительно низкий уровень безопасности полётов, поскольку его авиакомпании и инфраструктура сильно пострадали от санкций: это привело к нехватке запасных частей и к провалу попыток обновить авиапарк.