Противоречия РПЦ в Бакинской епархии не должны обостриться и привести к расколу, рассказал NEWS.ru политолог, эксперт по межнациональным конфликтам Евгений Михайлов. По его словам, для разрешения ситуации может понадобиться привлечение государства.

Все эти противоречия, нестыковки в Бакинско-Азербайджанской епархии вызывают большие вопросы. Я думаю, что здесь уже включатся определенные силы, которые рассмотрят конфликт и не позволят разрастись скандалу. Нельзя допустить ухудшения ситуации. Мы знаем, что такое епархиальные дела и что происходило на Украине. РПЦ нельзя допускать новый раскол ни в коем случае. В ситуации нужно разбираться, возможно, даже привлечь к этому светские власти, — сказал Михайлов.

Он добавил, что назначение на пост епископа Бакинского и Азербайджанского иеромонаха Филарета (Тихонова) вместо нынешнего секретаря Бакинского Епархиального управления архимандрита Алексия (Никонорова) выглядит странно.

Отец Алексий действительно уважаемый человек среди паствы Бакинско-Азербайджанской епархии, а это 200 тысяч человек. Назначение нового, никому не известного иерарха вызвало большое возмущение среди азербайджанских православных. Более того, Алексий плотно изучал историю Азербайджана, Карабаха, православных церквей. Он написал книгу про кавказскую Албанию, в которой документально установленная истина очень не понравилась армянской стороне, — заявил Михайлов.

В конце декабря Священный синод РПЦ избрал правящим архиереем Бакинской епархии РПЦ молодого архимандрита Филарета (Тихонова), клирика Коломенской епархии. Такое решение вызвало бурную реакцию в азербайджанских СМИ. По их утверждению, епископ Филарет далек от процессов на Южном Кавказе и абсолютно «чужой» для региона человек. Православная община выступала за назначение архимандрита Алексия — хорошо известного местной публике своими научными трудами, выступлениями в СМИ и давней жизнью в Баку.

До этого руководитель центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин объяснил, как изменилась РПЦ при патриархе Кирилле. Он отметил, что церковь стала центром социального служения и волонтерства.